Синонимия и антонимия и речевая культура

Тема 22. Лексические нормы русского языка: синонимы, антонимы, паронимы в речи

Синонимия и антонимия и речевая культура

Лексические синонимы — слова, тождественные или близкие по значению. Это наиболее известный вид семантических связей (связей слова по значению) в лексике. Любой носитель языка без труда подберет синонимы к словам друг (товарищ, приятель), бро сать (кидать), смелый (храбрый, мужественный). Следует иметь в виду, что абсолютно тождественных синонимов (дублетов) типа бегемотгиппопотам, орфографияправописание, лингвистикаязыкознание существует немного, поскольку язык старается избежать простого дублирования смысла на лексическом уровне.

Еще Д. И. Фонвизин, автор знаменитой комедии «Недоросль» и создатель первого «Опыта российского сословника» (т. е. словаря синонимов) писал в XVIII веке: «Одно и то же значащих слов нет на свете. Как же быть им изобретенными на тот конец, чтобы в пространных сочинениях употреблять их попеременно? Если станем рассматривать, в чем состоит сходство синонимов, то найдём, что одно слово не объемлет никогда всего пространства и всей силы знаменования другого слова и что все сходство между ними состоит только в главной идее. Неужели многословие составляет изобилие языка? И какое было бы дурацкое богатство, если бы десять и больше слов изображали в нем только одну идею? Тут память бы лишь тщетно обременялась. Тут один бы слух чувствовал разность в звуке слов, но разум не вкушал бы никакого удовольствия, не ощущал бы ни силы, ни точности, ни пространства, ни тонкости, каковые могут иметь человеческие мысли».

Действительно, достаточно обратиться к любому словарю си­нонимов, чтобы увидеть, что синонимы, как правило, различают­ся или определенными смысловыми компонентами, например, степенью интенсивности качества, действия (многоворохуйматьманевпроворот; маленький — небольшой — крохотны й — крошечныймалюсенькиймикроскопический; малоне­много — чуточку— чуток; радоватьсяликоватьторжествовать; битьизбиватьлупитьдубасить; воньсмраддушок и т. п.), добавочными признаками значения. Показательны, например, оттенки красного цвета в синонимическом ряду: крас­ныйалыйбагряныйпунцовыйпурпурныйкровавыйкоралловыйрубиновыйвишневыйбрусничный — клюквен­ный — бордовый или различия в характере действия в синоними­ческом ряду шагатьшествоватьбреститащитьсяволочитьсятопатьшлепать.

Особое значение имеют стилистические различия между сино­нимами, определяющие уместность того или иного слова в конкрет­ной ситуации, его «привязанность» к определенной эпохе, к определённому типу текстов (книжных, официальных, деловых, публи­цистических, обиходных). Например, слово судьбоносный в качестве синонима к прилагательному важный употребляется только в книжной речи, такими же качествами отличается слово конфиден­циальный (синоним к тайный). Слова белиберда, бессмыслица, галиматья, околесица, чушь являются экспрессивными синонимами к слову нелепость и могут употребляться лишь в неофициальных ситуациях в разговорной речи. Стилистические различия очень часто сочетаются с различиями в экспрессивности (выразительнос­ти), со способностью слова передавать оценку, выражать эмоцио­нальное отношение говорящего. Приведем в качестве примера си­нонимический ряд с опорным словом лгать из «Русского синонимического словаря» К. С. Горбачевича: ЛГАТЬ — ВРАТЬ — СОЧИНЯТЬ — ТЕМНИТЬ — ЗАЛИВАТЬ — ТРЕПАТЬСЯ — ПЛЕСТИ — КЛЕПАТЬ — БРЕХАТЬ — ТРАВИТЬ. Го­ворить неправду. Солгать, соврать, сочинить, наклепать, сбрехать.

ЛГАТЬ. Лгать намеренно, сознательно, коварно. Лгать отцу,
матери. Лгать перед коллективом, перед обществом. => Лжец но­
вой формации никогда не интересуется, какого рода страдания и
боли может привести за собой его ложь. Он лжет нагло, бессердечно и самодовольно. М. Салтыков-Щедрин. Письма к тетеньке. [Алехин] старался уяснить себе, почему Борискин лжёт - с какой целью?.. Еще минут десять бился с Борискиным, а тот упрямо врал. В. Богомолов. Момент истины.

ВРАТЬ. Разг. Употр. обычно в тех случаях, когда речь идет о чем-либо малосущественном, незначительном. Врать по пустякам, без цели. Врать товарищам. Никогда не врите! — Ну врешь! врёшь! — закричал Ноздрев. — Ну вот уж здесь, — сказал Чичиков, — ни вот на столько не солгал. Н. Гоголь. Мертвые души. Больше б мог, да было
к спеху, Тем, однако, дорожи. Что, случалось, врал для смеху, Никогда не лгал для лжи. А. Твардовский. Василий Теркин. Очень много приходится врать. Даже не лгать, а именно врать. По мелочам, ради спокойствия или ерундовой выгоды. Л. Житинский. Типичный представитель.

СОЧИНЯТЬ. Разг. Употр. обычно для смягчения выражения, для того, чтобы не обидеть, не оскорбить кого-либо. Сочинять не­былицы. => - Да ты, полно, не сочиняешь ли, отец мой? — Никак нет-с, я их самолично видел. И. Тургенев. Дворянское гнездо. — Может, вы сочиняете, гражданин Кудеяр? — Конечно! — закричал Петька. — Конечно, сочиняет. Никаких у него часов и не было. Л. Пантелеев. Часы. [Отец] никогда не ругался и говорил даже не «врешь», а «сочиняешь». Д. Галковский. Бесконечный тупик.

ТЕМНИТЬ, ЗАЛИВАТЬ. Прост. Говорить намеренно неясно, скрывая истинный смысл. Беспамятнов, без сомнения, лгал — или, что называется, «темнил». Б. Каверин. Эпилог. — Не пройдет, — глядя в упор, объявил следователь. — Заливаете. В. Быков. Сотников.

ТРЕПАТЬСЯ. Прост. Говорить неправду по пустякам, рассказывать что-либо вздорное, неправдоподобное. Прекратите трепаться! => — Научи лучше себя — как не трепаться. Не врать. А то звону наделал. В. Шукшин. Версия.

ПЛЕСТИ, КЛЕПАТЬ. Прост. Говоря неправду, обычно возводить клевету, напраслину на кого-либо. Плести вздор, сплетни. [Дуся:] Миленькие, значит все наврали нам? Мавра плела — у Маккавеевых полон дом сыновей, играет музыка.. А у вас тишина. Л. Леонов. Половчанские сады. А насчет фотографирова­ния... художник в своем кредо все-таки наклепал на себя. В. Солоухин. Письма из Русского музея.

БРЕХАТЬ. Груб-прост. [Нечаев] обманывал, врал, выдавал
себя не за того, кто есть, никому не говорил правды, морочил голову эмигрантам,., вымогал у них деньги, брехал, мистифицировал. Ю. Трифонов. Нетерпение. — Ну и невыносимо же брешут! — кричал белесый боцман.., как заврались ребята! К. Паустовский. Чёрное море.

ТРАВИТЬ. Прост.Обычно употр. в речи моряков. Рассказывать что-либо неправдоподобное, вымышленное. — Прошу, товарищи, не верьте тому, кто будет вам «травить», что он, мол, рав­нодушен к смерти. В. Лебедев-Кумач. Боцман. См. Ложь.

Важно помнить, что в синонимические отношения вступают отдельные значения каждого многозначного слова. Так, к слову тяжелый, которое в разных значениях используется в словосоче­таниях тяжелый чемодан, тяжелый день, тяжелый взгляд, тяже­лая история, мы будем подыскивать разные синонимы (нагруженный, неподъемный чемодан, трудный день, мрачный взгляд, пе­чальная история).

Сегодня лексическая синонимия активно обновляется преж­де всего за счет иноязычных заимствований и лексики, пришедшей из жаргонов. Это особенно характерно для газетной речи последних лет с её принципиальной открытостью, готовностью к обновлению. Использование синонимов дает возможность по-новому взглянуть на старые реалии, а естественное стремление найти новые лексические средства — обновить синонимические ресурсы. Показателен следующий пример, в котором, приводится ряд просторечных (по проис­хождению жаргонных) синонимов к слову работать, новое слово челнок пополнило синонимический ряд со словом торговец, заимствование гастербайтер вписалось в ряд со словом рабочий.

Актуализация синонимов в современной речи часто связывается с их способностью с помощью языковых средств дать пояснения, растолковать непонятное (метаязыковая функция), что особенно важно при введении в текст новых иноязычных слов, профессиональных терминов, жаргонизмов и т. п. Синонимические замены метаязыкового характера разнообразны и направлены на достижение взаимопонимания между говорящим и слушателем, между автором и читателем. Ср.: Такое случается часто: вы хорошо провели время на пляже, позагорали, покупались, а на следующий день на губе вскочила «простуда». И хоть в данной ситуации этот диагноз режет ухо, именно так называют в народе герпес (Известия. 10.09.96).

Как уже отмечалось, нередко в тексте встречаются перечислительные ряды синонимов. Обычно главная их роль — усилить экспрессивность высказывания, передать градационные отношения между словами. Ср.: Утратившего блеск — хотя бы за счет седины, за счет посеревших щек и морщин, — его, Родионцева, попросту выкинули, выбросили на лестничную клетку, как выбрасывают ненужный старый шарф или старую перчатку, идаже и не совсем старую, но уже снашивающуюся. (С. Маканин. Человек свиты).

Необходимо различать мотивированное и немотивированное (без специальной смысловой нагрузки) использование синонимов в перечислительном ряду. Последнее часто является просто отражением достаточно характерной для современной речи словесной избыточности. Ср.: Мне кажется, та «тянучка», которая наблюдалась в уходящем парламенте, продолжится и в новой нижней палате. Кардинальных, радикальных перемен не произошло (Невское время. 21.12.95). Ни Киселев, ни Парфенов не могут скрыть своего равнодушия и безразличия, если выпавший на их долю «герой» не соответствует профиля ведущего (Известия. 20.01.96). Это была очень большая, очень сложная, непростая работа (Радио СПб. 11.11.96).

При использовании синонимов в перечислительном ряду необходимо иметь в виду, что акцент в нем делается на последнем слове, синонимы, имеющие градационные различия должны сле­довать в порядке нарастания интенсивности признака: немалый, даже значительный результат; одаренные, даже талантливые актеры; маленькие, просто крошечные птички.

Для обогащения своего лексикона, для увеличения возможностей своего лексического выбора полезно почаще заглядывать в словари, в том числе в синонимические. Однако не следует забывать, что в лексическом выборе проявляется и творческое начало личности, ее способность создавать новое, сталкивать неожидан­ное. Реальная синонимия, с которой мы сталкиваемся в различных текстах, значительно многообразнее и богаче, чем та, которую нам предлагает синонимический словарь. Следует лишь не забывать, что творчество в языке должно сочетаться с языковым вкусом, с богатым словарным запасом, со знанием языковой нормы. Твор­ческое оперирование синонимами — доступная каждому владе­ющему языком возможность проявить свободу своего речевого поступка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: