Коллекторные фильтровентиляционные установки предназначены для очистки от ОВ, РП и БА воздуха, подаваемого под лицевые части противогазов экипажей негерметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники.
На снабжении состоят коллекторные фильтровентиляционные установки ФВУ-3,5, ФВУ-7, ФВУ-15 и ФВУА-15 иФВУ-20.
Техническая характеристика установок приведена в табл.3.
Таблица 3
Техническая характеристика коллекторных фильтровентиляционных установок
Параметр | ФВУ-3.5 | ФВУ-7 | ФВУ-15 | ФВУА-15 | ФВУ-20 |
Количество защищаемых людей | 3-4 | 3-5 | |||
Объемный расход воздуха, м3 | 3,5 | ||||
Напряжение питания, В | 12-24 | ||||
Мощность, потребляемая электродвигателем. Вт | |||||
Мощность*, потребляемая ФВУ при включенных электрокалориферах, Вт | 130-180 | 160-280 | 190-460 | 160-370 | |
Напор электровентилятора, мм вод. ст. | |||||
Сопротивление постоянному потку воздуха фильтров-поглотителей (фильтрующе-сорбирующих кассет), мм вод. ст. | |||||
Сопротивление постоянному потоку воздуха ФВУ, мм вод. ст | |||||
Габариты фильтров поглотителей (кассет) мм | 150×120** | 154×122** | 365×154×290 | 365×154×290 | |
Масса комплекта, кг | 8,5 |
Примечание: *) Приведена мощность в зависимости от количества защищаемых люде! и количества включённых спиралей электрокалорифера
**) Приведены диаметр и высота кассет.
Хранение коллекторных ФВУ на базах и складах: в заводской упаковке допускается в течение 15 лет. Среднее, время эксплуатации на технике учебно-боевого парка не должно превышать 250 ч.
Коллекторные фильтровентиляционные установки состоят из:
фильтровентиляционных агрегатов ФВА-3,5 и ФВА-7, включающих электровентиляторы и фильтрующе-сорбирующие кассеты. В фильтровентиляционных установках ФВУ-15 и ФВУА-15 используются соответственно электровентиляторы ЭВ-15 и ЭВ-15-12 совместно с фильтром-поглотителем ФП-15;
электрокалориферов КЭ-3,5;
резинотканевых шлангов, подводящих воздух от агрегатов к рабочим местам членов экипажа;
герметичных клапанов и раструбов для подсоединения фильтрующе-поглощающих коробок типа ЕО-18К к ФВУ, переходников и соединительных элементов.
Соединение раструбов с фильтрующе-поглощающими коробками осуществляется путём поджатия зубьев раструба с помощью стяжных хомутов. Для повышения герметичности соединения между раструбом и фильтрующе-поглощающей коробкой дометается резиновая муфта.
Раструб с фильтрующе-поглощающей коробкой присоединяется к фильтровентиляционной установке через клапан с помощью резьбового соединения. В этом положении клапан открыт. Раструб с коробкой помещается в сумке для противогаза.
Принцип работы коллекторных фильтровентиляционных установок заключается в следующем. Воздух, содержащий ОВ, РП и БА, подаётся электровентилятором непосредственно из объекта и нагнетается в фильтр-поглотитель (фильтрующе-сорбирующую кассету), где очищается от вредных примесей. Очищенный воздух по шлангам подаётся через фильтрующе-поглощающие коробки в подмасочное пространство лицевых частей противогазов. В холодное время года воздух подогревается в электрокалориферах.
Порядок эксплуатации фильтровентиляционных установок
и агрегатов в стационарных и подвижных объектах
Включение фильтровентиляционных установок и агрегатов, установленных в инженерных сооружениях, производится по команде командира или сигналу оповещения, в вооружении и военной технике, как правило, автоматически. Переход с режима фильтровентиляции на режим вентиляции осуществляется по приказу командира после выхода с заражённой местности, проведения специальной обработки наружных поверхностей и на основе данных радиационного и химического контроля.
Прекращение работы СКЗ производится по команде командира подразделения, отдаваемой также на основе данных радиационного и химического контроля.
Перед началом эксплуатации агрегатов ФВА 100/50 (50/25) в редуктор вентилятора ВАП-1 (МГВ) через маслоналивное отверстие заливается около 50 (125) г веретенного масла или автола. В течение 10-15 минут вентилятор прокручивается вручную, а затем включается электродвигатель. После 2-3 часов эксплуатации агрегата масло сливается через сливное отверстие и редуктор заправляется свежим маслом. При дальнейшей эксплуатации агрегата смена масла производится через каждые 200 часов работы.
Порядок запуска агрегата:
вилка кабеля вставляется в штепсельную розетку электрической сети;
ладонью одной руки закрывается входное отверстие УРВ-2, а другой рукой нажимается кнопка пускового реле;
как только вентилятор наберет нормальные обороты (через 2-3 сек), кнопка отпускается и постепенно открывается выходное отверстие индикатора проскока ОВ.
Во избежание выхода электродвигателя из строя необходимо нажимать кнопку пускового реле не позднее чем через 3 сек после включения электродвигателя и держать кнопку нажатой на более 3 сек. Для остановки агрегата вилка кабеля электродвигателя вынимается из штепсельной розетки.
При отсутствии электроэнергии агрегат эксплуатируется на ручном приводе, обеспечивающем подачу 100 м/час воздуха. Для обеспечения правильной эксплуатации ФВА назначается наряд, который посменно дежурит в убежище. Состав и обязанности наряда будут рассмотрены в следующем вопросе лекции.