Учебное пособие
Для самоподготовки студентов
Под редакцией профессора
В. А. Абрамова
Донецк
«Каштан»
УДК 612.821(075.8)
ББК 88.48 я7
М 42
Авторы: проф. В.А. Абрамов; доц. Т.Л. Ряполова; доц. А.К. Бурцев;
доц. С.Г. Пырков; доц. Е.М. Выговская; к.м.н. О.М. Голоденко; к.м.н. А.Ю. Васильева; к.м.н. О.И. Осокина; асс. Е.М. Денисов; асс. Е.А. Кокотова.
Рецензенты: д.м.н., проф. И.Д. Спирина
д.м.н., проф. И.А. Бабюк
д.м.н., проф. А.Н. Скрипников
к.м.н., доц. Р.В. Басий
М 42 Медицинская психология: Учебное пособие / Абрамов В.А., Бурцев О.К., Ряполова Т.Л. и др.; Под ред. Проф. В.А. Абрамова. – Донецк: Каштан, 2008. – 290 с.
ISBN
Учебное пособие составлено на основе утвержденной Министерством здравоохранения Украины программы учебной дисциплины «Медицинская психология» и предназначена для студентов высших медицинских учебных заведений III – IV уровней аккредитации. Пособие рассчитано для управляемой самоподготовки студентов, обучающихся по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело».
ББК 88.48 я7
|
|
Навчальний посібник складений на основі затвердженої Міністерством охорони здоров'я України програми учбової дисципліни «Медична психологія» і призначений для студентів вищих медичних навчальних закладів III – IV рівнів акредитації. Посібник розрахований для керованої самопідготовки студентів, що навчаються за спеціальностями «лікувальна справа», «педіатрія», «медико-профілактична справа».
ISBN © Коллектив авторов, 2008
Содержание
Введение....................……………………………………………………............5
Раздел 1 Предмет, задачи и методы исследования в медицинской психологии.
Понятие о психическом здоровье......…………………………………….……6
Раздел 2 Личность и болезнь. Внутренняя картина болезни..……................22
Раздел 3 Состояние психических функций и болезнь..………………….….41
Раздел 4 Психология медицинских работников..……………………............64
Раздел 5 Психология лечебно-диагностического процесса.…………….….84
Раздел 6 Психосоматические расстройства.……………………………......111
Раздел 7 Психологические особенности больных с различными заболеваниями..................................................................................................141
Раздел 8 Психологические аспекты зависимого, суицидального поведения.
Танатологии и эвтаназии.……………………………………………............162
Раздел 9 Психогигиена, психопрофилактика, психотерапия.…………......204
Приложение 1..............................………………………………………….....245
Приложение 2...............................……………………………………………248
Приложение 3...………………………………………………………………267
Приложение 4...………………………………………………………………268
Приложение 5...………………………………………………………………269
|
|
Приложение 6...………………………………………………………………271
Приложение 7...………………………………………………………………272
Приложение 8...………………………………………………………………273
Приложение 9...………………………………………………………………276
Приложение 10.………………………………………………………..……..277
Приложение 11............………………………………………………………...283
Приложение 12………………………………………………………………...286
Приложение 13………………………………………………………………...289
Перечень литературы………………………………………………………….290
Введение
Учебное пособие по медицинской психологии написано с учётом программы учебной дисциплины «Медицинская психология» для студентов высших медицинских учебных заведений II – IV уровней аккредитации по специальностям:
7.110101 «Лечебное дело»
7.110104 «Педиатрия»
7.110105 «Медико-профилактическое дело»
Содержание обучения соответствует учебно-квалификационной характеристике и учебно-профессиональной программе подготовки специалистов, утверждённых приказом Минздрава Украины № 239 от 16.04.03, а также:
А) Основывается на изучении студентами основ общей психологии, анатомии и физиологии человека, патоморфологии и патфизиологии, деонтологии в медицине и интегрируется с этими дисциплинами;
Б) Закладывает основы изучения студентами психиатрии, наркологии и других клинических дисциплин, что предусматривает интеграцию с этими дисциплинами;
В) Обеспечивает формирование умений применять знания по медицинской психологии в процессе дальнейшего обучения и в профессиональной деятельности;
Г) Закладывает основы познания врачом психологии больного человека, формирование здорового способа жизни и профилактики нарушения психических функций в процессе жизнедеятельности и при разных заболеваниях.
Учебное пособие используется при организации учебного процесса по кредитно-модульной системе в соответствии с требованиями Болонского процесса.
Учебная информация, представленная в учебном пособии, обеспечивает достижения конечных целей обучения:
– Демонстрировать владения принципами медицинской деонтологии;
– Использовать средства психогигиены, психопрофилактики и основные методы психотерапии в медицинской практике;
– Определять психосоматические и соматопсихические взаимовлияния у больных;
– Определять психическое состояние и уровень социально-психологической адаптации больных при помощи методов психологического исследования;
– Демонстрировать умение общаться с коллегами, больными и их родственникам с учётом их психологических особенностей, способствовать созданию здорового психологического климата в медицинской среде.