1. Повторите теоретический материал по вопросам:
а) Что такое группа и коллектив (дайте определения)?
б) Каковы функции лидера в группе?
в) В чем заключаются особенности межличностных отношений в коллективах?
г) Что такое психологическая совместимость?
д) В чем заключается сущность социометрии?
е) Определите роль и значение изучения структуры взаимоотношений в группе (коллективе).
2. Прочитайте внимательно все показатели протокола (табл.4). Обведите кружком соответствующую вашему мнению цифру. Сообщите ее преподавателю. Для каждой шкалы подсчитайте средние показатели: 1, 2 и 3. определите психологический климат в группе.
3. Прочитайте вопрос социометрической карточки (табл.5). Внесите в нее фамилии и определите мотив выбора каждого человека, используя предложенные мотивы выбора. Если они не характеризуют выбранную личность, допишите свои.
4. Результаты выборов внесите в социометрическую матрицу (табл.6). Подсчитайте сумму баллов-очков и место. Каждый член коллектива получает свое место (статус) в группе.
|
|
5. Составьте социограмму (рис.1): во внутренний круг внесите фамилии одного-трех наиболее популярных членов коллектива, во второй круг – трех-пяти человек, имеющих признание в коллективе, в третий круг внесите 12-18 человек и в четвертый – 3-5 человек, получивших последние места.
Контрольные задания
1. Разработайте социометрическую карточку по бытовым условиям.
2. Раскройте принципы распределения членов коллектива по кругам общения.
3. Определите структуру внутренних взаимоотношений учащихся в группе.
4. Сколько группировок имеется в группе (коллективе)?
5. Сколько в группе взаимных выборов?
Таблица 4