Типы, структура и методика проведения коррекционных занятий с учащимися с ИН

Содержание и методика работы с учащимися с ИН в каждом отдельном случае определяется специалистом с учетом личностных качеств ребенка и его возраста. Для стимуляции развития высших психических функций ребенка важны следующие формы работы.

— Двигательное развитие ребенка: укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук: лепка из глины, пластилина; сжимание резинового мяча или груши; развязывание узелков, открывание и закрывание пузырьков; прокалывание картона по точкам и пунктирным линиям; обводка по контурам или трафарету; штриховка, раскрашивание; вырезание; сгибание бумаги; занятия мозаикой; упражнения с пальцами.

— Для развития ориентировки в пространстве рекомендуются: определение правой-левой стороны у себя, на своем изображении в зеркале, на картинке; определение координат предмета по отношению к ребенку; ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине и т. д.); симметричное зарисовывание предмета, восприятие «зашумленных» предметов, букв, цифр; составление фигур из палочек, полосок по образцу, по памяти.

— Для развития памяти полезны игры типа: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других; выложить узор по памяти; повторить слова, цифры; тренировка преднамеренного запоминания.

— Развитию всех видов мышления способствуют занятия рисованием (тематическим, с натуры, декоративным, по воображению); лепка; аппликация; конструирование.

Эти занятия развивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познавательные интересы.

Коррекционная работа учащихся с ИН должна быть направлена на коррекцию всей личности, а не на развитие отдельных психических процессов. Она должна включать все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребенка и может быть представлена следующими приемами:

- интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;

- развитие в адекватном темпе;

- развитие трудовых навыков и умений (прикладных навыков);

- развитие по откорректированной программе;

- вовлечение в интересную деятельность, развивающую интеллект (игры);

- устранение некомфортности среди сверстников;

- воздействие через эмоциональную сферу, в том числе музыку;

- объяснение материала в интересной форме;

- воспитание в полной семье (с другими детьми);

- гибкая система контроля знаний и их оценки.


12 Виды планов коррекционно-развивающей работы: перспективный план. план работы на четверть, календарно-тематическое планирование на неделю, технологическая карта коррекционного занятия

В коррекционно-развивающей работе используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития;

2. Годовой план коррекционно-развивающей работы;

3. Календарное и календарно-тематическое планирование в конкретной группе.

4. Индивидуальные календарно-тематические и перспективные планы (на каждого ребенка).

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

Годовой план – план коррекционно-развивающей работы, составленный на 1 учебный год.

Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

- Установить объем плана в условно-учебных часах.

- Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

- Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Перспективный план – наиболее общий вид планирования, который отражает стремления и задачи учителя-дефектолога. В то же время календарно-тематический план – наиболее точная детализация планирования работы учителя-дефектолога, т.е. конкретизация перспективного и годового планов коррекционно-развивающей работы.

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия содержит в себе подробное описание хода занятия, цели и задачи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: