Во вспомогательной школе 2 отделении имеются диагностические группы, куда направляются вновь поступившие воспитанники. В течение 3 — 4 месяцев выявляются их возможности в развитии познавательной деятельности, овладении навыками самообслуживания, трудовой деятельности. Затем на основании заключения врачей и педагогов воспитанники направляются в учебные группы соответственно их психофизическим возможностям.
Проблемы выявления потенциальных возможностей этих детей, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора этих детей в различные коррекционные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих лиц в общество.
В классе 2 отделения вспомогательной школы обучаются 8—10 человек, с которыми занимаются педагоги-дефектологи. В таких центрах обычно имеются логопедический кабинет, класс социальной адаптации, методический кабинет, мастерские по трудовому обучению. Дети, нуждающиеся в лечебной физкультуре, занимаются в кабинете ЛФК.
Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы этих детей, работа с ними должна быть расширена путем увеличения времени, отведенного на занятия по арттерапии (музыка и пение, изобразительная деятельность, театрализованные игры и т.п.). Необходимо продолжить разработку педагогических технологий для работы с учащимися, подготовив частные методики по общеобразовательным предметам. Следует направить усилия на создание специализированных компьютерных обучающих программ для этих учащихся, учитывая уже имеющийся в этой области опыт