Лекция. «Мировой рынок и международная торговля»
1. Сущность мирового рынка и его особенности. Международная торговля в системе МЭО.
2. Содержание мировой торговли и ее структура.
3. Формы и методы внешней торговли.
4. Динамика мировой торговли.
5. Особенности ценообразования на мировом рынке.
Сущность мирового рынка и его особенности. Международная торговля в системе МЭО.
Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на МРТ и разделении факторов производства.
Мировой рынок - совокупность рынков отдельных стран, связанных друг с другом международными экономическими отношениями. Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, а так же частные лица.
Мировой рынок зародился в 16 в. в период великих географических открытий. Для мирового рынка 16-18 вв. была характерна нередко неэквивалентная торговля между странами Западной Европы, где происходило становление рыночной экономики, и отдельными странами, в которых безраздельно господствовала традиционная система.
|
|
Переход ведущих стран Западной Европы и Северной Америки к крупному промышленному производству в конце 18 и в 19 в. привел к наступлению более высокого этапа развития мирового рынка. Крупная машинная промышленность сформировала мировой рынок эпохи свободной конкуренции. Фабрично-заводская индустрия развитых стран не могла обходиться без сбыта своей продукции на мировом рынке. В свою очередь, мировой рынок способствовал возникновению и развитию крупного промышленного производства. Дальнейшему расширению мирового рынка способствовало совершенствование транспорта, связавшего между собой практически все страны и регионы мира.
Современный мировой рынок имеет ряд особенностей:
1. Сильная независимость мировой экономики от факторов политического характера. Если национальный рынок зависит от политических факторов, и его развитие определяется этими факторами, то мировой рынок не имеет этой зависимости.
2. Необходимость учета на национальном рынке в меньшей степени, а на мировом в большей функционирования международных организаций (например, Европейского Банка реконструкции и развития).
3. Монополизация мирового рынка сильно затруднена, и считается маловозможной.
4. Опережающими темпами развивается рынок услуг в отличие от национальных рынков.
В структуре мирового рынка можно выделить следующие виды рынков:
- международный рынок товаров (предметы потребления, средства производства, продовольствие, сырье);
- международный рынок услуг (туризм, консалтинг - профессиональные научно-внедренческие услуги в области экономики и управления, оказываемые предприятиям и организациям консультационными фирмами или индивидуальными консультантами, инжиниринг – консультационные услуги в инженерной сфере, транспортные, банковские, страховые, информационные);
|
|
- международный рынок факторов производства (капитал, рабочая сила, технологии);
- международный финансовый рынок (рынок банковских услуг и рынок ценных бумаг).
По территориальному признаку можно выделить: местные, региональные, национальные, международные, глобальные. Например, европейский, азиатский, южноамериканский, афринаский и т.д.