Краткий обзор результатов работы

Структурированная ситуация школы, интенсивные коррекционные занятия в той или иной степени положительно повлияли на развитие всех детей, посещавших школу. Хотелось бы отметить несколько важных моментов.

Первое — уменьшились проблемы в поведении. Специалисты старались выработать единый подход к проблемам поведения, что в большинстве случаев приводило к уменьшению частоты их проявления, по крайней мере, в стенах школы. Во время учебных занятий уровень двигательных стереотипии у всех детей понижался в несколько раз. Были выработаны способы, позволяющие предотвращать и уменьшать проявления других видов проблемного поведения. В то же время, некоторые из проблем поведения (неадекватные смех и плач) сохранились, поскольку, на наш взгляд были обусловлены, прежде всего внутренними факторами.

Второе — необходимо использовать в коррекционной работе поощрения. Стремление получить поощрения помогало детям лучше сосредоточиться, внимательнее отслеживать.обратную связь со стороны взрослых в ответ на свои действия. Занятие приобретало большую структурированность и четкость. В то же время, для некоторых детей поощрение не

1 Принстонский институт развития ребенка (Princeton Child Development Institute; в дальнейшем — PCDI) — основан в 1970 г. в Принстоне, Нью-Джерси. Институт является частной некоммерческой организацией, которая одной из первых стала работать в области обучения аутичных детей: Высокое качество обучения, научная обоснованность применяемых коррекционных методик привели к тому, что модель PCDI стала образцом для построения подобных учреждений не только в США, но и в других странах.

являлось подкреплением, выбиралось ими формально. По нашему мнению, причины были двоякими: а) внутренние причины — позитивное влияние поощрений было слабее внутренних факторов, определяющих поведение детей; б) внешние причины — малое количество времени у специалистов, специально выделенное для подготовки к занятиям (для наблюдения за поведением ребенка, для поиска поощрений), недостаточное число индивидуальных занятий. Тем не менее, опыт показывает, что во всех случаях обучение с применением поощрений проходит более эффективно, чем без них.

Третье — дети овладели многими навыками, важными для социальной адаптации. Научились в той или иной форме выражать свои основные желания и потребности, проявлять согласие или несогласие. У двоих детей, которые были мутичными до посещения школы, сформировался определенный репертуар речевых навыков (короткие фразы, умение называть предметы и действия). Дети научились адекватно вести себя на улице и в общественных местах. На учебных занятиях они овладели многими навыками, позволяющими им самостоятельно занимать себя, общаться, обслуживать себя, обучаться новому.

Четвертое — родители активно участвовали в коррекционном процессе, получали поддержку друг от друга. Стали проявлять больше инициативы в коррекционной работе, самостоятельно заниматься со своими детьми, общаться между собой вне школы, обмениваясь опытом по их воспитанию.

В целом, опыт, полученный в годы существования школы для аутичных детей, позволяет предположить, что подобная форма коррекционного учреждения является адекватной нуждам многих семей, воспитывающих детей с аутизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: