Оценка технического состояния эксплуатируемых мостов.
Работы по оценке технического состояния искусственных сооружений включают текущие и периодические осмотры, а также
специальные осмотры (обследования). Состав и характер работ по каждому виду осмотров назначают в соответствии с действующими
нормативно-техническими документами. Текущие осмотры проводят мостовые мастера, а периодические и специальные осмотры
(обследования) -комиссии, организуемые в установленном порядке. Обследования мостов длиной 100 м и более, а также опытных и
технически сложных конструкций мостов и тоннелей выполняют специализированные организации.
При текущих и периодических осмотрах устанавливают общее состояние сооружения и выявляют дефекты, требующие устранения. В необходимых случаях выполняют контрольно-инструментальные измерения. Результаты текущего и периодическою осмотров; являются основанием для планирования ремонтных работ, назначения мероприятий по подготовке сооружений к пропуску ледохода и паводка, органазации длительных наблюдений за развитием отдельных дефектов, временного ограничения движения, организации охраны сооружения и определения необходимости проведения специальных осмотров. Периодические осмотры сооружении производят, как правило, после прохода паводковых вод, а также после землетрясения силой более 5 баллов и других стихийных бедствий, могущих вызвать крупные повреждения. Кроме того, такие осмотры выполняют после ремонта конструкцию. Сооружения, у которых выявлены в результате осмотров неисправности, не допускающие дальнейшую их эксплуатацию (т. е. требующие полного запрещения движения транспортных средств или массового прохода пешеходов из условия безопасности), следует считать аварийными.
|
|
Методы учета технического состояния проезжей чести мостов пря анализе грузоподъемности.
При оценке грузоподъемности учитывают следующие повреждения: в железобетонных конструкциях — ослабление сечения бетона в сжатой зоне раковинами, трещинами, сколами бетона или местное снижение марки бетона в сжатой зоне, механическое повреждение или ослабление коррозией сечения арматуры в растянутой зоне, нарушение связей между несущими элементами, изменяющими расчетную схему работы конструкции (например, разрушение стыков диафрагм балок пролетных строений или разрушение стыка между плитами балок и т.д.);
в бетонных конструкциях — ослабление сечения бетона более 10% в результате образования пустот и сколов, сквозные трещины вдоль действия силы и снижение марки бетона, а также нарушение сплошности массива многочисленными трещинами ираковинами:
|
|
в стальных конструкциях — ослабление коррозией сечения металла в несущих элементах, трещины в сварных швах и основном металле, местные и общие деформации (искривление и выпучивание элементов) выше нормы, срез заклепок и высокопрочных болтов;
в деревянных конструкциях — ослабление гнилью сечения древесины несущих элементов, местное смятие и сколы древесины во врубках, и основных элементах.
При оценке грузоподъемности железобетонных изгибаемых элементов необходимо учитывать, что наличие продольных трещин в сжатой зоне с одновременным раскрытием поперечных трещин в растянутой зоне более 0,5 мм следует принимать какисчерпанием элементом несущей способности по бетону. Если же в сжатой зоне трещин нет, а в растянутой зоне наблюдаются частые поперечные трещины более 0,5 мм (при стали периодического профиля) или более 0,7 мм (при гладкой арматуре), то такое состояние элемента указывает на развитие текучести в арматуре; в предварительно напряженных конструкциях из составных блоков (с поперечными швами) при отсутствии связи высокопрочной арматуры с бетоном образование сквозных трещин в швах необходимо рассматривать как наступление предельного состояния по несущей способности.
По ВСН 4-81