МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
Факультет социологии и политологии
Кафедра моделирования социальных процессов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По выполнению проектных заданий
К учебной дисциплине
«ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ»
По направлению «Конфликтология»
Ростов-на-Дону - 2011
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
Методические рекомендации по выполнению проектных заданий
Автор-составитель:
В.А. Кирик, кандидат социологических наук
© Южный федеральный университет, 2011
Пояснительная записка
Целями освоения дисциплины «Геополитические конфликты» являются:
- получение теоретических знаний в области закономерностей геополитических конфликтов,
- овладение методами анализа геополитических конфликтов;
- овладение методами моделирования и сценарирования геополитических конфликтов;
|
|
- овладение методиками прогнозирования геополитических конфликтов.
Программа курса «Геополитические конфликты» предназначена для освоения студентами очной, очно-заочной и заочной форм обучения
Стратегической целью курса «Геополитические конфликты» является освоение студентами совокупности теоретических представлений о методах и техниках анализа, моделирования и прогнозирования геополитических процессов, а также овладение практическими навыками проведения социогуманитарных исследований в области геополитической проблематики.
Результатом освоения курса является овладение студентами навыками эффективной реализации социогуманитарных исследовательских строений, владение технологиями анализа, моделирования и прогнозирования геополитических конфликтов.
В рамках освоения содержания учебных модулей курса «Геополитические конфликты» предполагается проведение лекционных и семинарских занятий. Существенное внимание уделяется самостоятельной работе студентов.
Лекционные занятия проводятся в интерактивном режиме с использованием мультимедийных презентационных технологий.
Практические занятия проводятся с использованием технологий case study, проектного и проблемного обучения.
Методы проверки знаний предполагают выполнение самостоятельных и контрольных работ, индивидуальные опросы, решение практических задач, моделирующих конкретные ситуации геополитических конфликтов.
Самостоятельная работа студентов предполагает проектных заданий в рамках контролируемой самостоятельной работы студентов.
Исходя из того, что к числу наиболее значимых профессиональных компетенций, которыми должен владеть специалист в области конфликтологии, относятся компетентности, связанные с навыками эффективного анализа геополитических процессов и конфликтов, курс «Геополитические конфликты» является одной из фундаментальных дисциплин в процессе обучения бакалавров по направлению «Конфликтология».
|
|
Дисциплина логически, содержательно и методически связана с такими учебными курсами, как история, философия, история конфликтологии. Дисциплина ориентирована на развитие профессиональных компетенций в области анализа, моделирования и прогнозирования динамики геополитических процессов, в т.ч. геополитических конфликтов. Дисциплина содержит общие сведения о теории геополитики, основах геополитических взаимодействий, методах социологического, политического и конфликтологического анализа геополитических процессов, позволяет освоить навыки разработки эвристичных моделей геополитических взаимодействий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать
- основные законы развития природы, общества и человека, быть способным понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;
- теоретические и практические компоненты прикладного исследования, уметь концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, быть способным самостоятельно планировать исследовательский проект, знать основные методы анализа информации, уметь анализировать информацию и составлять аналитический отчет, обладать основными навыками работы с различными статистическими пакетами.
2. Уметь:
- проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия;
- применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира.
3. Владеть:
- научным мировоззрением, культурой мышления, способностью к восприятию и анализу, обобщению информации, постановке исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения.