Современные сторонники идеи перевоплощения

Большинство людей привыкли соглашаться с ве­ликими, эрудированными или могущественными лич­ностями. Как утверждал Фрэнсис Бэкон, мы учим­ся не только на опыте и в процессе наблюдений, но и на свидетельствах тех, кто жили раньше нас. Мно­гим было бы важно узнать, что доктрину перевопло­щения преподавали не только в древнем мире, но и в новые времена. Доктрина повторного рождения пережила постоянную смену верховной власти и со­ставляет часть философии нашего современного мира. Великие люди верили в нее, мудрые люди пытались разобраться в ее тайнах, а смелые люди отважива­лись жить по ее законам.

Джордж Фут Мур, американский священник, зна­ток библии и востоковед, пишет в своем труде «Ме­темпсихоз»: «Теорию, принятую значительной час­тью человечества, многими расами и религиями и привлекшую к себе внимание некоторых наиболее глубоких мыслителей всех времен, нельзя легко от­бросить».

Осознавая недостаточность ортодоксии, он пре­взошел великого еврейского философа Баруха Спи­нозу, размышлявшего о вечном существовании чело­века и постоянном присутствии разума в простран­стве: «Мы не можем вспомнить, что существовали раньше тела, так как у тела не может быть ни малейших тому доказательств, а вечность невозможно оп­ределить в единицах времени, и она никак не соот­носится со временем. Но все же в арсенале нашего опыта есть ощущение, что мы вечны. Ибо разум столь же восприимчив к тому, что понимает, как и к тому, что помнит...

Следовательно, хотя мы и не помним, что суще­ствовали прежде тела, мы все же сознаем, что наш разум вечен, поскольку он подводит субстанцию тела под категорию вечности, и что это его существова­ние нельзя ни определить временем, ни расценивать как некую продолжительность»1. Из этой цитаты ясно, что Спиноза ощупью шел к доктрине метем­психоза.

В своей «Монадологии» великий немецкий фило­соф Готфрид Вильгельм фон Лейбниц тоже обнару­живает склонность к приятию метемпсихоза. Он был посвященным европейских мистических обществ и, возможно, розенкрейцером и основательно изучал математику Пифагора и Платона. Весьма вероятно, что он сам верил в перевоплощение.

Франсуа Мари Вольтер, язвительный француз­ский философ и писатель, подвел черту под вопро­сом перевоплощения одним лаконичным замечани­ем: «Родиться дважды не более удивительно, чем ро­диться однажды; все в Природе есть возрождение».

Бенджамин Франклин, явившийся в Филадель­фию бедным парнем с большими задатками, стал первым философом Америки и, как некоторые счи­тают, первым джентльменом Америки. Этот состави­тель альманаха* и посол пишет: «Итак, осознав, что существую в этом мире, я полагаю, что буду суще­ствовать, в той или иной форме, всегда, и при всех неудобствах, с которыми сопряжена человеческая жизнь, я не буду возражать против нового издания

________

1 Спиноза. Этика. — Книга V.

меня самого, надеясь, однако, что опечатки преды­дущего издания будут исправлены».

Шотландский историк и философ Дэвид Юм оп­ределенно уверовал в перевоплощение: «Душа, если она бессмертна, существовала до нашего рождения. То, что не подвержено порче, должно быть непорождаемым. Метемпсихоз — это всего лишь способ организации бессмертия, который философия может принять к сведению».

Философов Лессинга, Шлегеля, Фихте и Гердера обычно причисляют к сторонникам идеи перевопло­щения. Шлегель описывает природу как лестницу возрождения. Фихте обсуждает свои теории в «На­значении человека», а Гердер написал диалоги о трансмиграции. Однако цитаты в большинстве слу­чаев допускают двоякое толкование. Возможно, это механизм защиты от ортодоксии их эпохи или ре­зультат определенных мысленных оговорок.

Существует много доказательств, что великий поэт и мистик Вольфганг фон Гете признавал докт­рину перевоплощения. Строки из «Фауста» рисуют годы учения и указывают общее направление мыс­лей Гете:

Душа человека

Подобна воде:

С небес она сходит

И в небеса поднимается,

И снова должна

Возвращаться на землю,

Вечно меняясь.

Эта вера подтверждается и фрагментом письма, написанного Гете в 1776 году и адресованного пред­мету его глубокой личной привязанности фрау фон Штайн: «Скажи, что готовит нам Судьба и почему она так тесно связывает нас друг с другом? А! А дав­но минувшие времена ты, верно, была моей сестрой или женой».

Исаак Дизраэли, отец бессмертной «Диззи» и впоследствии лорд Биконсфильд, придерживался взглядов, которые несомненно повлияли на жизнь его сына, а через сына и на всю Британскую импе­рию. Исаак Дизраэли писал: «Если принять веру в будущие, уже за пределами текущей жизни, возна­граждение за страдающую добродетель и возмездие за удавшееся преступление, то не найдется системы столь же простой и столь же доступной нашему по­ниманию, как учение о метемпсихозе. В рамках этой системы взглядов страдания и удовольствия нынеш­ней жизни трактуются как награда или наказание за наши поступки в ином состоянии».

В своей статье «Доказательства перевоплощения» А.Дж.Андерсон приводит любопытный факт из жиз­ни Наполеона I: «Наполеон являл собой пример человека, родившегося в исключительной бедности, поднявшегося до господства над империями, одним словом, свергавшего с престолов королей, возвы­сившегося до самой вершины человеческой власти, человека, который в тех странных, ненормальных состояниях, иногда охватывавших его, выкрикивал своему маршалу: «Я Карл Великий! Ты знаешь, кто я? Я — Карл Великий!»

В эссе, посвященном религии, Артур Шопенга­уэр так говорит о своей вере в перевоплощение: «Абсурдность и оскорбительность этой доктрины (речь идет о христианстве) заключается в исходной предпосылке Ветхого Завета о том, что человек есть продукт некой неизвестной воли, создавшей его из ничего. И наоборот, если мы, допустив, что мо­ральные качества являются у человека врожденны­ми, посмотрим на этот факт в свете брахманической или буддийской веры в метемпсихоз, то си­туация становится совершенно иной. Ибо, соглас­но теории метемпсихоза, те врожденные моральные качества, которые мы обнаруживаем в одном человеке и не находим в другом, являются вовсе не ми­лостивым даром какого-то неизвестно божества, а результатом собственных поступков человека в дру­гой жизни в каком-то ином мире».

«Брамина» Новой Англии, Ралфа Уолдо Эмерсо­на, долго считали величайшим философом Америки. Признание им идеи перевоплощения доказывают его собственные слова: «Мы должны делать заключение о своей судьбе из очевидного. Нами движет ин­стинкт, но у нас есть бесчисленные впечатления, не представляющие никакой видимой ценности, и мы можем разбираться с ними на протяжении многих жизней, прежде чем усвоим или исчерпаем их».

Любимый всеми поэт Уолт Уитмен также призна­вал метемпсихоз: «А что касается тебя, Жизнь, то я полагаю, что ты — остатки множества смертей. (Нет никаких сомнений, что и сам я прежде умирал де­вять тысяч раз)».

Один из величайших в мире биологов, душа на­уки девятнадцатого столетия, профессор Томас X. Хаксли, признал обоснованность теории перевопло­щения: «Доктрина трансмутации, как и доктрина са­мой эволюции, уходит корнями в мир реальности и, возможно, заслуживает такой поддержки, какую мо­жет предоставить веское свидетельство об аналогии»1.

Доктор Э.Б.Тэйлор*, признанный отец современ­ной антропологии, подтвердил принятие им учения о повторном рождении следующим высказыванием: «Итак, первоначальная идея трансмиграции, очевид­но, была простым и разумным представлением о том, что человеческие души повторно рождаются в новых человеческих телах».

Похоже, и Фридрих Ницше, создававший свою философию под сильным влиянием философии Шо­пенгауэра, принял доктрину перевоплощения: «Вот

________

1 См.: T.H.Huxley. Evolution and Ethics.

моя доктрина: живи так, чтобы тебе захотелось жить еще раз — это твой долг: потому что в любом слу­чае ты будешь жить снова!»

Всемирно известный романист сэр Г. Райдер Хаггард пишет в своей автобиографии «Дни моей жиз­ни», в главе, посвященной религии: «Я могу понять окончательное решение после многих жизней на­правленного развития в сторону добра или в сторо­ну зла — и, конечно, вера, которой я придержива­юсь, это и провозглашает...» Хаггард высказывается против претящего ему представления, что наше веч­ное будущее зависит от поступков, свершенных в какой-то одной жизни.

В наши дни в мире живут два великих человека, верящих в доктрину перевоплощения: это Рабиндра-нат Тагор и Махатма Ганди. Ганди — величайший из живых на этой земле людей за последние пятьсот лет. Его имя будут помнить, пока пишется история. Человек мира в мире войн, честный человек в мире, преследующем личную выгоду, этот «маленький» лидер индусов воплощает собой закон. Жизнь Ма­хатмы, являющегося в силу своих религиозных убеж­дений членом секты джайнов, твердо основана на великих законах перевоплощения и кармы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: