à Цель организации компенсирующих классов - создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения (6, 67).
ýПринимаются дети «группы риска», которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, выраженных речевых нарушений).
ÝКомпенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, а открываются общеобразовательным учреждением по предложению совета этого учреждения.
àОсновным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является:
Ý недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях;
Ý низкий уровень сформированности психических и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности (социально-педагогическая запущенность, слабо выраженные симптомы органической недостаточности, соматическая ослабленность: повышенная истощаемость, негрубые нарушения внимания, несформированность произвольных форм деятельности).
|
|
Работа классов направлена Ýна компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, Ýустранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, Ýохрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся.
àПрограммы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа коипенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.
Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводят учитель, воспитатель, логопед, психолог. Работают учителя и воспитатели, прошедшие специальную подготовку для работы по соответствующим программам.
ýДля развивающих занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические карты.
|
|
В общеобразовательных школах функционируют и классы коррекционно-развивающего обучения.
à Цель организации классов коррекционно-развивающего обучения - создание в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья (7, 89).
ýВ классы принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий).
ÝКлассы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению ПМПК могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей.
àСистема работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на
Ý компенсацию недостатков дошкольного развития,
Ý восполнение пробелов предшествующего обучения,
Ý преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы,
Ý нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся,
Ý повышение их работоспособности,
Ý активизацию познавательной деятельности.
Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными для них программами МОРФ, программами для массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами. Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебникам массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель.
В классах коррекционно-развивающего обучения работают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в общеобразовательных учреждениях и прошедшие специальную подготовку.