Словарь специальных терминов

(составлен с привлечением книги Власовой Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973 г.).

Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации.

Аграфия – нарушение письма, при котором ученик не может овладеть навыком соединять буквы в слоги, слова, при этом наблюдается перестановка и пропуск букв и слогов, искажение слов. Списывание готового текста при этом доступно.

Акалькулия – нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного мозга.

Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим.

Алалия – нарушение речи у детей при сохраненном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается ее произносительная сторона;2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причиной алалии является органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью.

Алексия – нарушение способности читать, которое возникает вследствие органического поражения речевых зон коры мозга.

Амнезия – расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.

Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, получаемые врачом, педагогом, психологом от ребенка, родителей, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.

Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.

Асфиксия – удушье. Асфиксия у детей при рождении наступает вследствие прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нарушается сердечная деятельность.

Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.

Аффект – нервно-психическое возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контролирующая деятельность головного мозга несколько ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой.

Гидроцефалия – водянка мозга, выражающаяся в избытке спинномозговой жидкости в полости черепа.

Дебильность – легкая степень умственной отсталости.

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение.

Деменция – слабоумие как следствие недоразвития высших психических функций.

Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей, характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Дисграфия – нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связано с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей).

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Дидактогения – негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект).

Дисморфобия – болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.

Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.

Идентификация – логическая операция, установления равнозначности объектов, условий и т.д. на основе знаний существенных признаков и их сопоставления.

Импульсивность – особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием обстоятельств или эмоций.

Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития.

Истерия – функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная окраска переживаний.

Катамнез – сведения, получаемые о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением.

Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохраненных функций для замещения нарушенных.

Коррекция – совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.

Лабильность – понятие лабильности используется для обозначения скорости, с которой физическая система реагирует на раздражение и возвращается исходное состояние.

Логопед – специалист-педагог, занимающийся исправлением речевых дефектов у детей.

Макроцефалия – непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных размеров головного мозга или гидроцефалии.

Менингит – воспаление оболочек головного и спинного мозга.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы. Мутизм носит временный характер и относится к группе невротических реакций.

Негативизм – любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нормальных детей при неправильном воспитании.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма. В психологии под онтогенезом подразумевается формирование основных структур психики в течение детства индивида.

Олигофренопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции развития умственно отсталых детей.

Патогенез – раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.

Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей.

Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.

Психопатия – психическое заболевание, проявляющееся в практически необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.

Реабилитация – восстановление пригодности, система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Реактивные состояния – психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде депрессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний.

Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которой происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата.

Ригидность – непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Соматический – телесный.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороной языка.

Церебральный – мозговой.

Энурез – недержание мочи.

Этиология – учение о причинах болезни.

Эхопраксия – подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей.


Содержание:

 
Ведение _______________________________________________________

1.

 
Предмет и задачи курса коррекционной педагогики.___________________

1.1. Общее представление о коррекционной педагогике и этапах её становления.

1.2. Объект, предмет, цели и задачи курса.

1.3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики.

1.4. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

1.5. Коррекционная педагогика и современные психолого-педагогические теории.

2.

 
Сущность и основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками.__________________________________________

2.1. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности.

2.2. Принципы коррекционно-педагогической работы с подростками.

2.3. Коррекционно-педагогическая направленность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

2.4. Методы, приёмы и средства коррекционной работы с подростками, требующими особого педагогического внимания.

3.

 
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, испытывающими затруднения в обучении и школьной адаптации._________________________

3.1. Сущность школьной дезадаптации.

3.2. Факторы и причины неуспеваемости и школьной дезадаптации учащихся.

3.3. Психолого-педагогическая характеристика дезадаптированных учащихся и детей «группы риска».

3.4. Особенности организации учебного процесса с дезадаптированными школьниками и детьми «группы риска».

3.5. Активизация учебно-познавательной деятельности дезадаптированных школьников.

4.

 
Образовательно-коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).__________________________________________________

4.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

4.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

4.3. Организация и основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

4.4. Индивидуально-групповая работа с учащимися с ЗПР в учебно-воспитательном процессе.

5.

 
Воспитательно-коррекционная работа с детьми и подростками девиантного поведения.__________________________________________________­­___

5.1. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей и подростков.

5.2. Система профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.

5.3. Основные направления и этапы воспитательно-коррекционной работы с девиантными подростками.

5.4. Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы с подростками с отклоняющимся поведением.

6.

 
Система специальных, коррекционных и общеобразовательных учреждений для детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении._______________________________________________________________

6.1. Общая характеристика государственной системы специальных и коррекционных образовательных учреждений.

6.2. Типы, виды и специфика деятельности коррекционных образовательных учреждений.

6.3. Классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

6.4. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

6.5. Социальная защита и психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии и поведении.

6.6. Специальные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии.

 
Словарь специальных терминов._____________________________________


Шкала-опросник

На определение эмоционального состояния личности педагога.

С помощью этой шкалы дается оценка (самооценка) эмоционально-психологического состояния опрашиваемого, проявление его качеств личности и состояний. Это помогает определить профессионально-педагогическую устойчивость педагога в процессе коррекционно-педагогической деятельности с подростком.

Баллом «5»-оценивается проявления состояния всегда, баллом «4»-проявления состояния в большинстве случаев, баллом «3»-в одинаковой степени состояние может как проявляться, так и отсутствовать, баллом «2»-состояния проявляется очень редко, баллом «1»-отмечается отсутствие предлагаемого состояния. (В каждой строке справа обведите нужную цифру)

Оцениваемое качество Признаки проявления Оценка
Самообладание в различных педагогических ситуациях 1. Уравновешен, чувствую себя уверенно. 5 4 3 2 1
2. Всегда тактичен, выдержан. 5 4 3 2 1
3. Находчив, умею сохранять ясность сознания и мышления в любой ситуации. 5 4 3 2 1
4. Сохраняю полный контроль в своих действиях и поступках. 5 4 3 2 1
5. Тщательно планирую свою работу, но умею перестроиться в сложной ситуации. 5 4 3 2 1
6. Умею управлять своими чувствами в различных состояниях (гнев, радость, подавленность) и в различных обстоятельствах. 5 4 3 2 1
7. Авторитет не подвергался сомнению. 5 4 3 2 1
Средний балл:  
Проявление справедливости 1. Уважительное отношение к мнению и предложениям воспитанников. 5 4 3 2 1
2. Проявление интереса к замечаниям и поправкам учеников, даже если они не соответствуют ситуации. 5 4 3 2 1
3. Похвала достижений и критика ошибок обоснованы. 5 4 3 2 1
4. Критические замечания конструктивны и направлены на исправление недостатков. 5 4 3 2 1
5. Объективно оцениваю ответы всех воспитанников. 5 4 3 2 1
6. Отношение к воспитанникам ровное, не зависит от состояния настроения. 5 4 3 2 1
7. Расположение ко всем ученикам одинаковое, нет любимых и нелюбимых учеников. 5 4 3 2 1
Средний балл:  
Оптимизм проявление бодрости и дружелюбия 1. Неиссякаемая вера в победу, надежда на лучший результат. 5 4 3 2 1
2. Сохранение уверенности в достижении цели независимо от складывающихся обстоятельств. 5 4 3 2 1
3. Обладание чувством юмора, всегда умею приободрить, поднять настроение. 5 4 3 2 1
4. Приветливое, доброе выражение лица, независимо от настроения или обстоятельств. 5 4 3 2 1
5. Чуткое и внимательное отношение к трудностям и неуспехам, готовность помочь в сложных условиях. 5 4 3 2 1
6. Умею разрядить конфликтную ситуацию, перевести ее в шутку. 5 4 3 2 1
7. Умею обыденное, рядовое дело сделать привлекательным интересным. 5 4 3 2 1
Средний балл:  

Экспрессивность 1. Свои мысли выражаю грамотно, образно, логично 5 4 3 2 1
2. Умею воздействовать на воспитанников словом, увлечь своими идеями замыслами. 5 4 3 2 1
3. Могу перевоплощаться, чувствовать состояние партнера. 5 4 3 2 1
4. Управляю своей мимикой жестами, оцениваю их влияние на окружающих 5 4 3 2 1
5. Умею смотреть на мир глазами своих учеников и адекватно на него реагировать 5 4 3 2 1
6. Могу говорить и действовать экспромтом. 5 4 3 2 1
7. Умею действовать в предполагаемых обстоятельствах. 5 4 3 2 1
Средний балл:  
Коммуникабельность 1. Легко вступаю в контакт с коллегами, родителями, незнакомыми людьми. 5 4 3 2 1
2. Охотно общаюсь с воспитанником. 5 4 3 2 1
3.Внимательно и заинтересованно выслушиваю собеседника 5 4 3 2 1
4. Легко нахожу тему для разговора, умею перевести его в нужное русло. 5 4 3 2 1
5. Проявляю чуткость и внимание по отношению к воспитанникам, с интересом выслушиваю их проблемы 5 4 3 2 1
6. Обладаю чувством меры в общении, умело регулирую уровень и интенсивность общения. 5 4 3 2 1
7. Умею вызвать собеседника на откровенный разговор, заставить высказывать свою точку зрения. 5 4 3 2 1
Средний балл:  
Эмпатия 1. Умею поставить себя на место воспитанника, почувствовать его состояние. 5 4 3 2 1
2. Строю свои взаимоотношения с воспитанниками исходя из их психологического самочувствия. 5 4 3 2 1
3. Проявляю неподдельный интерес к проблемам и трудностям ребенка, умею сочувствовать и сопереживать вместе с ними. 5 4 3 2 1
4. Могу вызвать внимание и интерес у детей к своим увлечениям, учебному предмету. 5 4 3 2 1
5. Адекватно отношусь к победам и удачам воспитанников, радуюсь их достижениям. 5 4 3 2 1
6. Вижу затруднения сложные состояния воспитанника, своевременно прихожу на помощь, помогая выйти из этого состояния. 5 4 3 2 1
7. Умею вносить коррективы в характер взаимоотношений людей и их самочувствие. 5 4 3 2 1
Средний балл:  

Спасибо за работу.

А теперь несколько слов о себе:

1. Ваш педстаж________________________________________________________

2. Род занятий________________________________________________________

3. Если ли у Вас опыт работы с девиантными подростками— Да, Нет

4. На сколько Вы себя чувствуете в работе с данной категорией детей?

q Абсолютно уверенно

q Скорее да чем нет

q Скорее нет чем да

q Довольно неуверенно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: