(составлен с привлечением книги Власовой Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973 г.).
Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации.
Аграфия – нарушение письма, при котором ученик не может овладеть навыком соединять буквы в слоги, слова, при этом наблюдается перестановка и пропуск букв и слогов, искажение слов. Списывание готового текста при этом доступно.
Акалькулия – нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного мозга.
Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим.
Алалия – нарушение речи у детей при сохраненном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается ее произносительная сторона;2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причиной алалии является органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью.
|
|
Алексия – нарушение способности читать, которое возникает вследствие органического поражения речевых зон коры мозга.
Амнезия – расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.
Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, получаемые врачом, педагогом, психологом от ребенка, родителей, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.
Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.
Асфиксия – удушье. Асфиксия у детей при рождении наступает вследствие прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нарушается сердечная деятельность.
Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.
|
|
Аффект – нервно-психическое возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контролирующая деятельность головного мозга несколько ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой.
Гидроцефалия – водянка мозга, выражающаяся в избытке спинномозговой жидкости в полости черепа.
Дебильность – легкая степень умственной отсталости.
Девиантное поведение – отклоняющееся поведение.
Деменция – слабоумие как следствие недоразвития высших психических функций.
Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей, характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Дисграфия – нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связано с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей).
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Дидактогения – негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект).
Дисморфобия – болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.
Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.
Идентификация – логическая операция, установления равнозначности объектов, условий и т.д. на основе знаний существенных признаков и их сопоставления.
Импульсивность – особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием обстоятельств или эмоций.
Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития.
Истерия – функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная окраска переживаний.
Катамнез – сведения, получаемые о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением.
Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохраненных функций для замещения нарушенных.
Коррекция – совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.
Лабильность – понятие лабильности используется для обозначения скорости, с которой физическая система реагирует на раздражение и возвращается исходное состояние.
Логопед – специалист-педагог, занимающийся исправлением речевых дефектов у детей.
Макроцефалия – непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных размеров головного мозга или гидроцефалии.
Менингит – воспаление оболочек головного и спинного мозга.
Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы. Мутизм носит временный характер и относится к группе невротических реакций.
|
|
Негативизм – любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нормальных детей при неправильном воспитании.
Онтогенез – процесс развития индивидуального организма. В психологии под онтогенезом подразумевается формирование основных структур психики в течение детства индивида.
Олигофренопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции развития умственно отсталых детей.
Патогенез – раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.
Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.
Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей.
Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.
Психопатия – психическое заболевание, проявляющееся в практически необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.
Реабилитация – восстановление пригодности, система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Реактивные состояния – психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде депрессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний.
Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которой происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата.
|
|
Ригидность – непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Соматический – телесный.
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороной языка.
Церебральный – мозговой.
Энурез – недержание мочи.
Этиология – учение о причинах болезни.
Эхопраксия – подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей.
Содержание:
1.
1.1. Общее представление о коррекционной педагогике и этапах её становления.
1.2. Объект, предмет, цели и задачи курса.
1.3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики.
1.4. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.
1.5. Коррекционная педагогика и современные психолого-педагогические теории.
2.
2.1. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности.
2.2. Принципы коррекционно-педагогической работы с подростками.
2.3. Коррекционно-педагогическая направленность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
2.4. Методы, приёмы и средства коррекционной работы с подростками, требующими особого педагогического внимания.
3.
3.1. Сущность школьной дезадаптации.
3.2. Факторы и причины неуспеваемости и школьной дезадаптации учащихся.
3.3. Психолого-педагогическая характеристика дезадаптированных учащихся и детей «группы риска».
3.4. Особенности организации учебного процесса с дезадаптированными школьниками и детьми «группы риска».
3.5. Активизация учебно-познавательной деятельности дезадаптированных школьников.
4.
4.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
4.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.
4.3. Организация и основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.
4.4. Индивидуально-групповая работа с учащимися с ЗПР в учебно-воспитательном процессе.
5.
5.1. Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей и подростков.
5.2. Система профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.
5.3. Основные направления и этапы воспитательно-коррекционной работы с девиантными подростками.
5.4. Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы с подростками с отклоняющимся поведением.
6.
6.1. Общая характеристика государственной системы специальных и коррекционных образовательных учреждений.
6.2. Типы, виды и специфика деятельности коррекционных образовательных учреждений.
6.3. Классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.
6.4. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.
6.5. Социальная защита и психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии и поведении.
6.6. Специальные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии.
Шкала-опросник
На определение эмоционального состояния личности педагога.
С помощью этой шкалы дается оценка (самооценка) эмоционально-психологического состояния опрашиваемого, проявление его качеств личности и состояний. Это помогает определить профессионально-педагогическую устойчивость педагога в процессе коррекционно-педагогической деятельности с подростком.
Баллом «5»-оценивается проявления состояния всегда, баллом «4»-проявления состояния в большинстве случаев, баллом «3»-в одинаковой степени состояние может как проявляться, так и отсутствовать, баллом «2»-состояния проявляется очень редко, баллом «1»-отмечается отсутствие предлагаемого состояния. (В каждой строке справа обведите нужную цифру)
Оцениваемое качество | Признаки проявления | Оценка |
Самообладание в различных педагогических ситуациях | 1. Уравновешен, чувствую себя уверенно. | 5 4 3 2 1 |
2. Всегда тактичен, выдержан. | 5 4 3 2 1 | |
3. Находчив, умею сохранять ясность сознания и мышления в любой ситуации. | 5 4 3 2 1 | |
4. Сохраняю полный контроль в своих действиях и поступках. | 5 4 3 2 1 | |
5. Тщательно планирую свою работу, но умею перестроиться в сложной ситуации. | 5 4 3 2 1 | |
6. Умею управлять своими чувствами в различных состояниях (гнев, радость, подавленность) и в различных обстоятельствах. | 5 4 3 2 1 | |
7. Авторитет не подвергался сомнению. | 5 4 3 2 1 | |
Средний балл: | ||
Проявление справедливости | 1. Уважительное отношение к мнению и предложениям воспитанников. | 5 4 3 2 1 |
2. Проявление интереса к замечаниям и поправкам учеников, даже если они не соответствуют ситуации. | 5 4 3 2 1 | |
3. Похвала достижений и критика ошибок обоснованы. | 5 4 3 2 1 | |
4. Критические замечания конструктивны и направлены на исправление недостатков. | 5 4 3 2 1 | |
5. Объективно оцениваю ответы всех воспитанников. | 5 4 3 2 1 | |
6. Отношение к воспитанникам ровное, не зависит от состояния настроения. | 5 4 3 2 1 | |
7. Расположение ко всем ученикам одинаковое, нет любимых и нелюбимых учеников. | 5 4 3 2 1 | |
Средний балл: | ||
Оптимизм проявление бодрости и дружелюбия | 1. Неиссякаемая вера в победу, надежда на лучший результат. | 5 4 3 2 1 |
2. Сохранение уверенности в достижении цели независимо от складывающихся обстоятельств. | 5 4 3 2 1 | |
3. Обладание чувством юмора, всегда умею приободрить, поднять настроение. | 5 4 3 2 1 | |
4. Приветливое, доброе выражение лица, независимо от настроения или обстоятельств. | 5 4 3 2 1 | |
5. Чуткое и внимательное отношение к трудностям и неуспехам, готовность помочь в сложных условиях. | 5 4 3 2 1 | |
6. Умею разрядить конфликтную ситуацию, перевести ее в шутку. | 5 4 3 2 1 | |
7. Умею обыденное, рядовое дело сделать привлекательным интересным. | 5 4 3 2 1 | |
Средний балл: |
Экспрессивность | 1. Свои мысли выражаю грамотно, образно, логично | 5 4 3 2 1 |
2. Умею воздействовать на воспитанников словом, увлечь своими идеями замыслами. | 5 4 3 2 1 | |
3. Могу перевоплощаться, чувствовать состояние партнера. | 5 4 3 2 1 | |
4. Управляю своей мимикой жестами, оцениваю их влияние на окружающих | 5 4 3 2 1 | |
5. Умею смотреть на мир глазами своих учеников и адекватно на него реагировать | 5 4 3 2 1 | |
6. Могу говорить и действовать экспромтом. | 5 4 3 2 1 | |
7. Умею действовать в предполагаемых обстоятельствах. | 5 4 3 2 1 | |
Средний балл: | ||
Коммуникабельность | 1. Легко вступаю в контакт с коллегами, родителями, незнакомыми людьми. | 5 4 3 2 1 |
2. Охотно общаюсь с воспитанником. | 5 4 3 2 1 | |
3.Внимательно и заинтересованно выслушиваю собеседника | 5 4 3 2 1 | |
4. Легко нахожу тему для разговора, умею перевести его в нужное русло. | 5 4 3 2 1 | |
5. Проявляю чуткость и внимание по отношению к воспитанникам, с интересом выслушиваю их проблемы | 5 4 3 2 1 | |
6. Обладаю чувством меры в общении, умело регулирую уровень и интенсивность общения. | 5 4 3 2 1 | |
7. Умею вызвать собеседника на откровенный разговор, заставить высказывать свою точку зрения. | 5 4 3 2 1 | |
Средний балл: | ||
Эмпатия | 1. Умею поставить себя на место воспитанника, почувствовать его состояние. | 5 4 3 2 1 |
2. Строю свои взаимоотношения с воспитанниками исходя из их психологического самочувствия. | 5 4 3 2 1 | |
3. Проявляю неподдельный интерес к проблемам и трудностям ребенка, умею сочувствовать и сопереживать вместе с ними. | 5 4 3 2 1 | |
4. Могу вызвать внимание и интерес у детей к своим увлечениям, учебному предмету. | 5 4 3 2 1 | |
5. Адекватно отношусь к победам и удачам воспитанников, радуюсь их достижениям. | 5 4 3 2 1 | |
6. Вижу затруднения сложные состояния воспитанника, своевременно прихожу на помощь, помогая выйти из этого состояния. | 5 4 3 2 1 | |
7. Умею вносить коррективы в характер взаимоотношений людей и их самочувствие. | 5 4 3 2 1 | |
Средний балл: |
Спасибо за работу.
А теперь несколько слов о себе:
1. Ваш педстаж________________________________________________________
2. Род занятий________________________________________________________
3. Если ли у Вас опыт работы с девиантными подростками— Да, Нет
4. На сколько Вы себя чувствуете в работе с данной категорией детей?
q Абсолютно уверенно
q Скорее да чем нет
q Скорее нет чем да
q Довольно неуверенно