Понятие и виды социальных норм

Понятие «норма» (от лат. - правило, образец) означает определенный стандарт, образец, эталон, модель поведения участников общественного отношения, а потому фактически отождествляется с понятием «правило» (например, есть определенное общее содержание в словах «правильный» и «нормальный»).

Социальная норма — это исторически обусловлено правило (способ) поведения (деятельности) индивидов, которое имеет общий характер, устанавливается разными субъектами, является проявлением их воли (интереса, творчества), обеспечивается разными средствами общественного (а относительно правовых норм — государственного) влияния и направленное на регулирование и охрану разнообразных общественных отношений и социальных ценностей.

Все социальные нормы можно классифицировать на такие виды:

· правовые нормы - это установленные государством или другими субъектами общества нормы, имеющие общеобязательный, формально определенный характер, охраняются государством и обществом от нарушений, направленные на регулирование и охрану наиболее важного общественного отношения и социальных ценностей;

· моральные нормы (от лат. mores — обычаи, поведение) — правила поведения, которые устанавливаются разными субъектами общественного отношения, выражаются в категориях «добро» и «зло», «справедливость» и «несправедливость», «надлежащее» и «ненадлежащее». Они могут существовать как в устной, так и в письменной форме, а также могут приобретать правовую, политическую и религиозную форму;

· политические нормы - это такие, которые регулируют отношения, связанное с формированием, осуществлением и влиянием на государственную власть, а также отношения между субъектами политической системы общества - государством, политическими партиями, движениями, другими субъектами гражданского общества. Политические нормы устанавливаются субъектами этих отношений. Они могут существовать как в устной, так и письменной форме, могут быть юридически оформленными и неоформленными;

· экономические нормы — такие правила поведения, которые направлены на регулирования отношений, связанных с производством материальных благ и их распределением. Они устанавливаются разными субъектами, выражают закономерности экономического развития общества. Эти нормы могут приобрести юридическую (правовой) формы;

· эстетичные нормы - такие, которые регулируют и выражают отношение людей к порядку оценки (оформление) предметов материальной и духовной культуры из позиции красоты, элегантности, качества;

· религиозные нормы - те, которые выражают взаимосвязанные отношения человека и Бога, а также регулируют отправление религиозных культов;

· корпоративные нормы (от лат. corporation — сообщество, объединение) — это такие нормы, которые устанавливаются разными негосударственными коллективными образованиями — общественными, коммерческими организациями, политическими партиями, разными обществами для своих членов и регулируют отношения в середине этих организаций;

· обычаи (традиции, обряды) — такие правила поведения, которые сложились исторически в результате многоразового повторения, применение во времени и пространстве на основе привычек, а потому закрепляются в практическом опыте определенных социальных сообществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: