Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право — регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.
Иллюстрацией работы правосознания как на рациональном, так и на эмоциональном уровне может служить правотворческая деятельность российского парламента (Совета Федерации и Государственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании.
Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в отдельных случаях в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.
|
|
Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.
От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным[4].
В зависимости от того, о чьем правосознании идет речь, выделяют:
● массовое (всего населения),
● групповое (социальной группы),
● индивидуальное (конкретного индивида) правосознание.
По степени развитости, качеству слагаемых этих указанных видов правосознания, выделяют уровни правосознания:
■ эмпирический (обыденный) уровень, который формируется из стихийно формируемых идей, взглядов, чувств, эмоций относительно государственно-правовых явлений, складывается непосредственно под воздействием жизненных ситуаций;
|
|
■ профессиональный уровень, в котором преобладает отражение опыта в области государственного воздействия на общественные отношения, сочетаются умения, навыки, понимание тонкостей правовой деятельности;
■ научный уровень – теоретические идеи, представления и знания в государственно-правовой области, следствие исследования действия права и обобщения полученных результатов; на первый план здесь выходит правовая идеология.
Все виды правосознания взаимодействуют, переплетаются между собой.
Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) — сложное структурное образование, в котором можно, во-первых, выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических.
Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.
В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Эти вопросы будут изучаться при прохождении учебного курса по уголовному праву.
Порой в качестве третьего элемента правосознания выделяют так называемые поведенческие факторы, которые выражаются в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правом отношениях; именно они определяют правомерность поведения субъектов права[5].
Правовая культура может пониматься по-разному, поскольку в гуманитарных науках существует несколько определений культуры.
Чаще правовая культура трактуется как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества. Качественное правовое состояние должно в первую очередь выражаться в особом образе жизнедеятельности государства, его механизма и служащих, а также всех субъектов права.
Правовая культура отражает реальное состояние государственно-правовой действительности и, с другой стороны, воздействует на эту действительность. По существу правовая культура аккумулирует все позитивные компоненты правовой деятельности, достижения в области правовой мысли, юридической техники и практики. От правовой культуры зависят уровень, приемы и формы любых взаимодействий субъектов права, их социально-психологическое отношение к своим правам, свободам, обязанностям, к дисциплине, законности, правопорядку.