Понятие и принципы государственного управления

Государственное управление – в широком смысле слова это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

В узком смысле слова государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной органи­зации социальных процессов в обществе. Государственное управление в узком смысле слова осуществляют органы ис­полнительной власти: правительства, министерства, государ­ственные комитеты, администрации краев (обла­стей). Именно они непосредственно решают вопросы обще­го управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреж­дениями, организациями, оказывают управленческое воздей­ствие на негосударственные объекты.

Субъектами государственного управления являются го­сударственные органы и должностные лица, которые наде­лены государственно-властными полномочиями.

Объекты государственного управления — это предпри­ятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий.

Деятельность, которая осуществляется субъектами госу­дарственного управления по отношению к объектам, назы­вается исполнительно-распорядительной.

Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новый термин — исполнительная власть. Это объясняется тем, что Конституция Российской Федерации в ст. 10 определила, что государственная власть осуществля­ется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную, таким образом провозгласив принцип раз­деления властей.

Основными чертами государственного управления яв­ляется то, что:

1) государственное управление — это организующая дея­тельность;

2) государственное управление — деятельность исполни­тельно-распорядительного характера. Основным направ­лением ее является исполнение, т. е. проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Достигается эта цель ис­пользованием необходимых юридически властных пол­номочий;

3) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и не­посредственного руководства хозяйственным, социаль­но-культурным и административно-политическим стро­ительством;

4) государственное управление — подзаконная деятель­ность, осуществляемая «на основе и во исполнение зако­на», а также она вторична по отношению к законодатель­ной деятельности.

Государственное управление строит свою деятельность на основных положениях, или так называемых принципах.

Основополагающие начала, руководящие установки, ко­торые определяют правила осуществления данного вида де­ятельности и ее организации, называются принципами го­сударственного управления.

Они отражают наиболее существенные стороны органи­зации и деятельности всей управляющей системы страны.

В системе управленческой, исполнительной деятельно­сти выделяются общие (социально-правовые) и организа­ционные принципы.

Общие принципы государственного управления: объективность управления, законность и дисциплина в управлении, конкретность управления, участие граждан в управлении, эффективность управления, сочетание централизации и децентрализации.

Организационные принципы:

1. Отраслевой принцип выступает в качестве основного в организации аппаратов и служб, осуществляющих испол­нительную деятельность. Здесь каждый из объектов отрас­ли, независимо от того, на чьей территории он расположен, управляется из центра через соответствующие министерства и ведомства в подчиненные им органы на местах.

2. Территориальный принцип. Суть этого принципа со­стоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Территориальный принцип позво­ляет обеспечивать комплексное развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крае, области, округе, городе и т.д.).

3. Линейный принцип. Здесь каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении своих подчиненных всеми правами и функциями управления.

4. Функциональный принцип. На основе этого принци­па формируются специальные органы и аппараты исполни­тельной власти, которые осуществляют общие надведомственные функции управления (статистика, стандартизация, метрология и др.).

5. Принцип двойного подчинения. Этот принцип обес­печивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Федерации, региональных органов исполнитель­ной власти.

6. Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каж­дым органом и работником: урегулирование их взаимоотно­шений в исполнительной деятельности.

7.Ответственность субъектов исполнительной деятель­ности за результаты работы предполагает, что за ненадле­жащее исполнение служебных обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности.

8. Сочетание единоначалия и коллегиальности. Колле­гиальность и единоначалие — это две формы устройства ор­ганов и организации их деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: