Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.
Утро - вечер. | Яблоко - вишня. |
Корова - лошадь. | Лев - собака. |
Летчик - танкист. | Ворона - воробей. |
Лыжи- коньки. | Молоко - вода. |
Трамвай - автобус. | Золото - серебро. |
Река - озеро. | Сани - телега. |
Велосипед - мотоцикл. | Воробей - курица. |
Собака - кошка. | Дуб - береза. |
Ворона - рыба. | Сказка - песня. |
Лев - тигр. | Картина - портрет. |
Поезд - самолет. | Лошадь - всадник. |
Обман - ошибка. | Кошка - яблоко. |
Ботинок - карандаш. | Голод - жажда. |
Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.
Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом — различий.