непомерную тяжесть своего тела, приподнимите эту тушу на руках. Теперь отпустите руки и, удерживая равновесие, найдите устойчивое положение на широко расставленных ногах. Чувствуете, что вы проделали огромную физическую работу? В самом деле: рот у вас открылся, вы дышите часто и шумно, а ваша рука невольно потянулась к сердцу, опасаясь за его благополучие... Теперь попробуйте таким же способом сесть. Потом поищите походку толстяка, стараясь почувствовать, как „живут" у него в процессе ходьбы ноги, руки, шея, торс, сердце, дыхание...» '.
Физическое ощущение опять-таки скажется и на психологии студента.
По этому же принципу можно в упражнениях искать и близорукого, и глухого, и горбатого человека и т. д.
На контрольный урок раздела «Наблюдения» выносятся упражнения, отобранные педагогами во время очередных занятий, но с таким расчетом, чтобы каждый студент показал два-три наблюдения.,
Приведу несколько примеров упражнений на наблюдение, показанных на одном из зачетов. Они интересны тем, что позволяют увидеть, как даже внешне элементарное упражнение тренирует многие свойства актера, развивает его умение не просто фиксировать, фотографировать действительность, а изучать ее, анализировать, находить свое эмоциональное отношение к происходящему. Так в актере созревает, формируется чувство сверхзадачи.
|
|
«Милиционер». Студент Толя К. медленно, с чувством собственного достоинства выходит на сцену и начинает прохаживаться вдоль рампы. Но вот он заметил нарушителя (кроме Толи, на сцене никого нет). Он останавливается в ожидательно-напряженной позе: что нарушитель будет делать, заметит ли милиционера и вернется, не переходя улицу, или не заметит и перебежит ее в недозволенном месте? Нет, повернул обратно. Разочарованно погрозив ему пальцем — «смотри у меня!», милиционер опять двинулся в свой путь.
«Рэкс». В дорогой шубе, в бобровой шапке, с палкой в руках по бульвару прогуливается пенсионер. Где-то недалеко от него бежит собака. Пенсионер брезгливо и >сухо здоровается со встречными знакомыми, И вдруг неузнаваемо меняется, ласково подзывая свою собаку: «Рэкс, к ноге!».
«В опере». Только что закончился оперный спектакль, занавес опустился. К рампе спешит поклонница. Это уже немолодая женщина в очках. Она энергично протискивается сквозь толпу и зычно-надтреснутым голосом кричит: «Браво! Браво! Браво!», заискивающе улыбаясь при этом своему кумиру. За этим — и неприкаянность, и обездоленность.
«В магазине «Датский мир"». Из маленького городка или деревни в московский универмаг приезжает мать с двумя детьми.
1 Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера, изд. 3. М, 1973, с. 170.