Как принесший обет бедняк был вынужден сорвать груши с дерева и как постиг его нагоняй от Истинного без промедления

Пять дней тот ветер ни одной груши не срывал;

из-за огня голода терпение от него (аскета) сбежало.

На одной ветке несколько груш он увидел,

но вновь стерпел и удержался.

Поднялся ветер, наклонил концы веток

и естеству в [стремлении] их съесть помог победить.

1675 Голод, слабость, сила влечения и Непреложный приговор сделали аскета его обету неверным.

Когда плоды с грушевого дерева были сорваны,

оказался он в своем обете и договоре слаб.

В тот же миг нагоняй от Истинного постиг [его],

закрыл ему глаза и потянул его за ухо.

Как того шайха обвинили вместе с ворами и отрубили ему руку

Двадцать воров там было, а то и больше,

они делили свое наворованное.

Начальника стражи доносчик известил [о них],

и люди начальника стражи напали скоро,

1680 И прямо на том месте левые ноги и правые руки всем отрезали; поднялся гвалт.

Рука отшельника тоже была отрезана по ошибке,

хотел [стражник] также и ногу ему отрубить,

Но в тот миг прибыл всадник весьма знатный,

закричал на стражника: «Эй, собака, посмотри!

Это же такой-то шайх, из заменяющих (абдал) он у Господа,

руку ему ты зачем отделил [от тела]?»

Тот стражник разорвал [на себе] одежды и стремительно пошел,

начальника стражи известил поспешно.

1685 Начальник стражи пришел босой, извиняясь:

«Я не знал, Господь мне свидетель!

Прости же меня за это мерзкое дело,

о щедрый, предводитель обитателей рая!»

Сказал [отшельник]: «Я знаю причину [удара] этого жала,

я знаю свой грех.

Я нарушил святость Его договора,

и поэтому мою правую руку похитил Его суд.

Я нарушил договор, зная, что это плохо,

так что постигла эта злосчастная смелость [мою] руку.

1690 И рука моя, и нога, и мозг, и кожа

да будут, о начальник, жертвой веления Друга!

Это была часть меня, я сделал ее для тебя дозволенной,

ты же не знал, это не твоя вина.


Тот же, Кто знал, Он — отдающий приказы;

разве есть оружие, чтобы сражаться с Господом?»

О, как много птиц взлетели в поисках зерна,

глотка (т.е. жадность) которых перерезала их же глотку!

О, как много птиц из-за желудка и колик на краю крыши заключены в клетки!

1695 О, как много рыб в воде труднодостижимой

из-за жадности [их] горла попались на крючок!

О, как много целомудренных женщин было за завесой,

которые из-за злосчастия женского естества и глотки были опозорены!

О, как много судей ученых и добронравных из-за глотки и взяток были посрамлены!

Даже Харуту и Маруту это вино

для вознесения на небосвод стало [преградой], как плотина в воде 29.

Ба Йазид по этому поводу проявил осмотрительность:

увидев в себе лень во время намаза,

1700 О причине [ее] поразмыслил тот обладатель разума и увидел причину в том, что выпил много воды.

Сказал: «Целый год не буду пить воды», —

так и сделал, и Господь дал ему силы.

Это небольшое его усердие было ради веры,

и стал он Султаном и Полюсом познавших (‘ āриф).

Когда была отрезана из-за глотки рука

у мужа-аскета, он закрыл двери жалобы.

Шайх Акта‘ 30 вслед за тем прозвали его люди,

сделала знаменитым его через эти несчастья глотка.

Чудеса шайха Акта‘, и как он плел корзину двумя руками

1705 В шалаше один посетитель его нашел,

когда он обеими руками корзину плел.

Сказал ему [аскет]: «О враг своей души,

ты пришел в мой шалаш, засунул [вовнутрь] голову.

Зачем ты это сделал второпях, наперегонки?»

Ответил: «От избытка любви и желания!»

Тогда улыбнулся и сказал [ шайх ]: «Теперь войди,

но держи это втайне, о повелитель!

Пока не умру я, не рассказывай об этом никому:

ни близкому, ни возлюбленной, ни подлецу».

1710 После чего другие люди через световое окошко прознали про его плетение [корзин].

Сказал он: «Свое веление Ты знаешь, о Творец;

я скрываю, а Ты сделал явным».

29 См. примеч. к б. 3321 первого дафтара.

30 Акта‘ (ﻊﻄﻗا) — араб. «тот, у кого отрезана рука».


Пришло к нему Божье наитие: «Были некоторые,

в этой печали тебя отрицавшие,

Что, мол, может он был лицемером на Пути,

раз Господь опозорил его перед толпой.

Я не хочу, чтобы это стадо стало неверующим,

в заблуждении последовало за подозрениями.

1715 Эту чудо (карāмат) сделали Мы явным —

то, что даем тебе руку во время работы,

Чтобы эти несчастные подозревающие не стали бы отвержены небесами.

Я тебе и без такого чуда прежде давал утешение от Самого Себя.

Это же чудо Я дал для них

и эту лампу для того на тебя возложил.

Ты же миновал то, чтобы смерти тела бояться или отсечения частей тела.

1720 Фантазия отсечения головы и ног ушла от тебя;

для отражения фантазий был дан тебе щит, хороший и толстый.

Причина смелости волшебников Фир‘ауна в отношении отсечения рук и ног

Разве волшебникам не Фир‘аун проклятый угрожал казнью на земле?

Мол: «Отсеку вам руки и ноги накрест,

затем повешу, не прощу вас!» 31

Он считал, что они все в тех же

фантазиях, ужасе, искушениях и подозрениях пребывают,

Так что будут у них трепет, ужас и страх

из-за внушенных плотской душой фантазий и угроз.

1725 Не знал он, что они освободились

и уселись возле окошка света сердца 32.

Свою тень они [научились] отличать от самих себя,

они ловки, расторопны, красивы и прославлены.

Ступка небосвода если сто раз их истолчет в обители глины,

Раз они корень ее состава увидели,

то ответвлений фантазии они не боялись.

Этот мир — сон, не стой в сомнении,

если будет потеряна во сне рука, это не страшно.

1730 Если во сне тебе отрежут голову ножницы,

то и голова твоя на месте, и жизнь твоя продолжительна.

31 Отсылка к айату (Фир‘аун угрожает волшебникам после того, как Муса явил чудо с посохом и волшеб-

ники уверовали в Бога): «Я отрублю вам руки и ноги накрест, потом распну вас всех!» [Коран, 7:

121 (124)].

32 Аллюзия на Коран, 7: 122 (125)—123 (126).


Если увидишь во сне себя разрубленным пополам,

то телом здоров ты, когда встанешь [ото сна], нет недуга.

Вывод: во сне ущерб [твоему] телу

не страшен, и не [страшно] быть разрубленным на двести кусков.

Об этом мире, который внешне прочен,

сказал Пророк, что он — сновидение спящего 33.

Подражая, ты с этим согласился,

а Идущие по пути это видели въяве, без Пророка.

1735 Ты спишь днем, не говори, что это не сон;

тень — это производное, и ничто, кроме лунного света, не является

[ее] корнем.

Свои сон и бодрствование считай тем, о помощник,

как если спящий видит [во сне], что уснул.

Он подумал: «Сейчас я заснул», —

не ведая о том, что он — во втором сне.

Горшечник, разбив горшок,

если захочет, сам же его снова сделает крепким.

Слепой на каждом шагу боится ямы,

с сотней страхов он идет по дороге.

1740 Зрячий же увидел ширину дороги,

так что он знает, [где] выбоины и ямы.

Ноги и колени его не дрожат каждый миг,

разве хмурится его лицо от любой печали?

«Поднимись, о Фир‘аун, ибо мы не те,

кто остановится из-за любого крика или гула.

Разорви наше рубище, есть Тот, кто его сошьет,

а если нет, то чем мы обнаженнее, тем нам лучше.

Без одежд мы эту красавицу в объятья радостно заключим, о враг никчемный!

1745 Приятней обнажения от тела и телесного темперамента

нет [ничего], о Фир‘аун, лишенный Божьего наития и ошеломленный!»

Жалоба лошака верблюду:

«Я много падаю ничком, а ты не падаешь, разве что изредка»

Сказал лошак верблюду: «О приятный товарищ!

На подъеме и спуске и на ровной дороге

Ты не падаешь на голову, идешь хорошо,

я же падаю на голову, как заблудший.

Я падаю ничком каждый миг,

на сухом ли, на мокром ли месте.

33 Отсылка к хадису, передаваемому со слов Джабира: «Сказал он: Был я с Пророком, когда пришел к нему человек с белым лицом и сказал:„О Посланник Аллаха, что есть этот мир?“ Сказал [Пророк] (мир ему!): „Сновидение спящего“» (ﻢﺋﺎﻨﻟا ﻢﻠﺣ مﻼﺴﻟا ﻪﻴﻠﻋ لﺎﻗ ﺎﻴﻧﺪﻟا ﺎﻣ لﺎﻘﻓ ﻪﺟﻮﻟا ﺾﻴﺑا ﻞﺟر ﻩﺎﺗا اذا (ص) ﻰﺒﻨﻟا ﻊﻣ ﺖﻨآ لﺎﻗ) [Ша- хиди. Т. 7. С. 270].


Скажи, отчего так,

чтобы знал я, как надо жить!»

1750 Сказал [верблюд]: «Глаза мои видят лучше твоих и, кроме того, еще смотрят сверху.

Когда я взойду на вершину высокой горы,

конец горной тропы я осмотрю внимательно;

Тогда все низины и возвышения пути глазам моим показывает Аллах.

Каждый шаг я совершаю, руководствуясь зрением,

от опрокидывания и падений спасаюсь.

Ты же видишь перед собой один-два-три шага,

видишь зерно, но не видишь страданий от силка».

1755 Равны для вас слепой и зрячий 34

в остановке, в спуске, в пути.

Когда плоду в утробе Истинный дает душу,

притяжение частей в его темперамент Он закладывает;

Из пищи он притягивает части,

основу и уток своего тела свивая.

До сорока лет к притяжению частей

Истинный делает его жадным во время роста.

Притягивать части Он дух обучил,

как не знать о притяжении частей Царю Единственному?

1760 Собирателем этих частиц было солнце [Духа];

Оно знает, как без пищи твои части притянуть.

В тот миг, когда просыпаешься ты ото сна,

Он ушедшие сознание и чувства зовет спешно,

Чтобы ты знал, что они не отлучались от Него,

что вернутся, когда Он велит: «Возвратись!»

Как с позволения Аллаха собрались части осла ‘Узайра 35 (мир ему!)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: