Возраст, связанный с приходом в школу, часто определяется как очередной детский кризис.
Фазы кризиса 6—7-летнего возраста. у дошкольников, запаздывающих с переходом в школу.
1. Докритическая фаза. Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план. Он пытается модифицировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает формиронаться субъективное желание стать школьником.
2. Критическая фаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу к учебной деятельности, но формальный переход к учению запаздывает. Он неудовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.
3. Посткритическая фаза. Ребенок приходит в школу, где постепенно восстанавливается его внутренний комфорт, исчезает негативная симптоматика.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то вначале ничего не видим, но вскоре начинаем различать и людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он адаптируется к новым условиям. При этом заметим, без специальных целенаправленных действий с нашей стороны. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Для того чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.
|
|
Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.
Школа как социальное учреждение характеризуется рядом новых (по сравнению с детским садом и домом особенностей: здесь ты должен делать не то, что нравится или получается, а то, что «надо», что требует учитель. В детском саду ребенка практически всегда хвалили (за работу: рисунок, чтение стиха и т.п.) реже ругали; в школе адекватно оценивают учебные успехи и неудачи (а успехи не так уж часты у отдельных детей), реже хвалят. В детском саду важны были игровые навыки, способность общаться с другими детьми, самостоятельность и т.п. В школе, значимыми качествами становятся учебные навыки, способность к самоконтролю и др. Безусловно, все эти новые качества и способности должны сформироваться. А для этого необходимо время.
|
|
Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г. М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе.
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; вещественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации ребенка к школе?
В числе наиболее благоприятных факторов — адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников и др.
Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослым, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя первого класса, отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса, неполная семья.
Эти формы педагогического воздействия часто воспринимаются ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляют инициативу, самостоятельность, рождает неуверенность в себе (особенно у робких, застенчивых детей).
Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации
(по Г. М. Чуткиной)
Благоприятные факторы социальной микросреды | Процент выборки |
Полная семья | 77,6 |
Высокий уровень образования отца | 87,9 |
Высокий уровень образования матери | 83,2 |
Правильное воспитание в семье | 95,3 |
Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье | 91,1 |
Отсутствие конфликтной ситуации в семье | 94,4 |
Положительный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса | 62,7 |
Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса | 59,8 |
Функциональная готовность к обучению в школе | 86,9 |
Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс | 85,8 |
Удовлетворенность в общении со взрослым | 74,3 |
Адекватное осознание своего положения в группе сверстников | 97,8 |
Если на начальном этапе (первые 5-6 недель) психологическая готовность к школе выступает как решающее условие адаптации, то нак последующих этапах существенное значение приобретает характер и содержание сотрудничества ребенка с учителем, родителями, сверстниками.
|
|
Результаты исследования Устименко Т.А. показывают, что если педагогическая коррекция учащихся подготовительных классов, испытывающих трудности в овладении программой, проводится преимущественно в игровой деятельности, учитывает т.е. ее развивающий эффект значительно больше, чем при проведении дополнительных занятий только по грамматике и письму. В числе решающих факторов, генерирующих поистине достаточные условия для становления учебной деятельности школьника следует назвать: организацию сотрудничества с взрослым в процессе учебной деятельности, стиль взаимоотношений и взаимодействия учителя и учащихся, обеспечивающий полноценное включение учащихся в учебную деятельность и принятие им социальной позиции школьника.
Совершенствование работы с первоклассниками предполагает пересмотр учителями форм воздействия на ребят, чтобы они не контрастировали со стилем общения воспитателя детского сада.
Для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:
|
|
· сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;
· для достижения эффективности в обучении первоклассников необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям;
· руководство деятельностью детей следует осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;
· в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;
· необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения;
· использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;
· формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
· при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.