Кластеры как форма сетевой организации
Определение (М.Портер):
Кластер – это форма сети, расположенной в рамках географического района таким образом, что территориальная близость фирм и институтов обеспечивает не только конкуренцию, но также кооперацию, общность и взаимодействие.
Основные характеристики кластеров
· Территориальная локализация (общность ресурсов);
· Принадлежность к связанным отраслям (заинтересованность в обмене информацией);
· Наличие связей на рынках товаров и ресурсов (преимущественно неформальных);
· Переплетение конкуренции и сотрудничества на рынках ресурсов, товаров и услуг.
Формы взаимодействия с конкурентами
Обмен информацией о технологии производства |
Обмен информацией о состоянии спроса |
Обмен успешным опытом управления |
Кооперация в рамках отдельных бизнес-проектов |
Совместные программы обучения и повышения квалификации |
Совместное использование активов (недвижимость, транспорт, информация) |
Совместное использование результатов НИОКР |
Совместная разработка предложений по совершенствованию экономической политики |
|
|