К середине ХХ века учеными и исследователями было накоплено большое количество описаний социально-психологических фактов и феноменов, проведены эксперименты, которые позволили получить сведения о многообразных аспектах человеческого поведения и взаимодействия в различных условиях жизнедеятельности. Требовалось научная рефлексия, позволяющая вывести социальную психологию на уровень развития, т.е. определить предмет и методологию научного знания о социально-психологических феноменах, фактах и закономерностях.
В ходе дискуссии ученых было обнаружено различие в представлениях об источниках социальной психологии:
1) некоторыми учеными считалось, что социальная психология - социологическая дисциплина (Осипов Г.В., Ковальзон М.Я., Угринович Д.М. и др.);
2) другими, что социальная психология - это отрасль единой психологической науки (К.К. Платонов, В.И. Селиванов и др.);
3) третьи, что социальная психология - самостоятельная наука (Ю. Левада, Ж. Ошавков и др.);
4) четвертые, что социальная психология одновременно обладает и социологическим и психологическим статусом, т.к. возникла и существует на стыке двух наук (А.Г.Ковалев, В.Б. Ольшанский и др.);
|
|
5) пятый подход обнаруживает существование как бы двух социальных психологий: социологически ориентированную и психологически ориентированную (Г.М.Андреева и др.). Американский ученый Р. Зайонц писал: «Если мышь, двигаясь по лабиринту, предпочитает левый коридор правому, потому что в нем лежит пища, то ее поведение изучает психолог. Если же мышь поворачивает налево, потому что в правом коридоре сидит другая мышь, то таким поведением должен заниматься социальный психолог»[1].
6) Согласно шестому подходу, социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу (Д. Майрес и др.).
Многообразие представлений о статусе социальной психологии как науки и об источниках ее возникновения объясняют и сложность в описании ее предмета. Эту задачу можно решить, лишь интегрировав различные подходы и выделив следующие предметные зоны:
1. социально-психологические проблемы личности - социализация личности, социальные роли, статусы, диспозиционная структура личности;
2. социально-психологические явления в малых группах (психологическая совместимость, психология групп и коллективов, совместимость, механизмы группового контроля, референтные группы, лидерство и руководство, конформизм);
3. социально-психологические явления в больших группах (психология классов, наций, профессиональных групп и т.д.);
4. массовидные явления психики (толпа, паника, публика, аудитория);
|
|
5. массовое сознание (социальные эмоции, чувства, настроения, заблуждения, иллюзии, ценности, аттитюды);
6. психологические механизмы влияния человека на человека (подражание, внушение, заражение);
7. социально-психологические аспекты коммуникативных и информационных процессов (индивидуальная и массовая коммуникация, мода, слухи, сплетни, имидж, реклама, слухи, мифы).
Вопросы, связанные с описанием предмета социальной психологии отражаются в определениях самой науки. Одно из определений вы можете найти в тексте выше, другие – прочитав самостоятельно, изучить на семинарских занятиях.