Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации

За последние годы возрастали бюджетные доходы в Федеральный бюджет РФ, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.) Рисунок 1.

Источник: Минфин

Рисунок 1. Динамика доходов Федерального бюджета.

В частности, в 2008году Федеральный бюджет РФ на 47,3% сформирован нефтегазовыми доходами, однако в 2009г. наблюдался спад доходов, по причине кризисной ситуации в экономике и увеличение Ненефтегазовых доходов за счет Резервного фонда РФ, но с 2010г. доходы за счет нефтегазового сектора возрастают.

В 2011 – 2013 годах сохранится тенденция превышения расходов над доходами Федерального бюджета. Бюджетная политика в 2010-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

2.1 Анализ динамики и структуры фактических и плановых расходов федерального бюджета за 2007-2011гг

Приведем сводную таблицу (Таблица 1), отражающая структуру и динамику расходов Федерального бюджета РФ за рассматриваемый период.

Таблица 1. Структура расходов Федерального бюджета 2007-2011 гг.

Источник: Минфин РФ

В 2007- 2009 годах ввиду кризиса расходы государства выросли на 61% и достигли 9937,58 млрд. руб. Такой рост был вызван повышенными расходами на социальное обеспечение граждан, многие из которых потеряли свои заработки во время кризиса. Кроме того, значительные средства выделялись на поддержку национальной экономики регионов России. На сегодняшний день наблюдается тенденция дальнейшего роста государственных расходов. Расходы Федерального бюджета на 2009-2011 годы сформированы исходя из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение.

Как видно из приведенной таблицы, самая расходная статья в федеральном бюджете – межбюджетные трансферты. В 2010 г. этот показатель достиг рекордного уровня в 41%. Это связано с происходящей централизацией экономики, а следовательно увеличением объема перечислений из федерального бюджета в нижестоящие. В соответствии с новой структурой расходов общий объем бюджетных ассигнований по разделу «Межбюджетный трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» на 2011г. определен в размере 569,7 млрд. руб.

На втором месте - национальная экономика, возросшая до 1222,7 млрд. руб. в 2010 г. Кроме того планируется дальнейший рост, который составит порядка 20,5% от общих расходов. Данный раздел составляет 3,4% в ВВП страны.

Традиционно значительную долю занимают национальная оборона (12,6%) и правоохранительная деятельность (10,7%). Это обусловлено такими процессами, как политическая централизация, усиление федеральных силовых ведомств, реформирования Вооруженных Сил РФ.

Отличительной особенностью Федерального бюджета 2011 года является, прежде всего, его социальная направленность, поэтому социальные расходы составляют практически треть от общего объема расходов Федерального бюджета. В 2011 году планируется выделить бюджетные ассигнования по разделу «Социальная политика» в объеме 2951,8 млрд. руб., которые будут направлены, в том числе на индексацию всех социальных выплат, пособий и пенсий, из них на 1 сентября 2011 уже выплачено 75% от выделенного объема бюджетных ассигнований раздела. В 2012 и 2013 годах расходы установлены в размере 3185,8 млрд. руб. и 3437,5 млрд. руб. соответственно.

В 2010-2011 годах сокращаются расходы, зарезервированных по разделу «Общегосударственные вопросы», в том числе на уплату налога на имущество организаций, на исполнение судебных исков. Данное сокращение позволило увеличить расходы по разделу «Социальная политика» на 11,3 млрд. руб. на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования РФ, который может образоваться в ходе его исполнения в связи с реализацией Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Кроме того, также увеличиваются бюджетные ассигнования на реализацию комплексных программ поддержки развития образовательных учреждений.

Низкой остается в России доля бюджетных расходов на защиту окружающей среды, которая существенно ниже алогичного показателя в экономически развитых странах. Вместе с тем на высоком уровне сохраняется доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.

Расходы федерального бюджета на 2010 - 2013 годы сформированы исходя из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение. Расходы на финансирование федеральных целевых программ в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастают на 627,6 млрд. рублей, или на 79,5 %, и сконцентрированы в 43 программах (в 2009 году – 59, в 2010 году – 58).

Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития страны, проведения активной государственной структурной политики. Бюджетные инвестиции направлены на развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инновационной и инвестиционной активности, поддержку регионов, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Особенностями Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» являются:

─ восстановление его в трехлетнем формате бюджетного планирования;

─ последовательное снижение дефицита федерального бюджета;

─ подготовка к изменению классификации расходов бюджетов и представление в качестве материалов к проекту федерального бюджета аналитического распределения расходов федерального бюджета по государственным программам;

─ приоритетное финансирование социальной сферы;

─ сворачивание антикризисных мер, финансирование модернизации экономики, стимулирование инноваций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: