Представители стиля модерн в русской архитектуре

Фёдор О́сипович (Франц-Альберт) Ше́хтель 1859-1926 — русский архитектор, живописец, график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий

Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняк Рябушинского, Ярославский вокзал.

Особняк Рябушинского на углу улицы Качалова и улице А. Толстого – здание, творение в стиле национально-романтической ветви модерна. На первый взгляд, особняк Рябушинского не имеет ничего общего с модерном: математическая ясность кубовидного объема, плоские железобетонные карнизы. Но это только на первый взгляд. Фасады здания практически свободны от всяких художественных форм. Фасад, выходящий на улицу Качалова представляет собой квадрат, квадратной же является форма окон, близки к квадрату разделенные окнами фрагменты фриза, на соотношениях квадрата и диагонали основана форма крылец. Поражающая с первого взгляда простота далеко не элементарна. Крыльцо вместе с отступающей частью уличного фасада образует второй, дополнительный квадрат, накладывающийся на первый. Едва ли не каждая геометрическая форма имеет свое противопоставление. Непривычно крупные, массивные крыльца словноотодвигают назад кажущуюся рядом с ними невесомой коробку особняка. Виртуозное владение пространством позволило Шехтелю с блеском реализовать в особняке Рябушинского принцип организации помещений по спирали, вокруг спиралевидного завитка его великолепной мраморной лестницы—волны. Завиток спирали, обозначавший бесконечность развития, стал ведущей темой декора постройки в наружной ограде, ограждениях балконов, росписи старообрядческой моленной, созданной в скрытой от посторонних глаз части особняка. Волна — символ постоянного, изменчивого движения — задала интерьерам ещё одну линеарную тему. Волнообразен рисунок живописного и рельефного фризов столовой, беспокойный спиралевидный ритм звеньев решетки напоминает вечное, не получающее движение волн, набегающих на берег и тут же отступающих назад, подобна неровной границе морского прибоя кайма паркета в столовой и холле. Мотив волны повторен в абрисах дверных порталов и оконных рам, в переплётах цветного витража холла и других элементах отделки. Тема волны очень ярко выражена в убранстве парадной лестницы и столовой. Текучие формы парапета парадной лестницы особняка из искусственного серого мрамора напоминают одновременно волны застывшей лавыи тело диковинного зверя. Убранство столовой поражает вакханалией кривых линий. Особенно это заметно на убранстве камина, рельеф которого представлен множеством бурных и выразительных линий. Витражи, решетки, широкое использование изобразительного искусства, размеры покойных по пропорциям комнат – все направлено к тому, чтобы оторвать интерьер от обыденности. Благоустроенность и комфорт особняка Рябушинского, свойственные модерны вообще, - явление принципиально иного порядка. В интерьерах особняка Рябушинского определеннее, чем на фасадах, сказывается стремление к созданию обстановки, не похожей ни на что существовавшее ранее.
В композиции Ярославского вокзала тема башен подчиняет себе все остальное, а уравновешенность асимметричной композиции лишает здание застылости, предает ему подвижность, трепетность живого организма.

Композиция Ярославского вокзала проста и легко запоминается, но вместе с тем она кажется неисчерпаемой в своем многообразии, чему также способствует асимметрия башенных объемов. Башня входа образует динамичный центр

стержень композиции, по отношению к которому обуславливается положение

остальных объемов.

Формы здания обобщены и незаметно перетекают одна в другую. Углы невыражены, грани между фасадами сглажены.

Богатая гамма фактурно-цветовых сопоставлений отделочных материалов (кирпич, камень, штукатурка) дополнена рельефами, металлическими решетками,майоликовыми панно и неизобразительной «живописью» изразцовых фризов, включенных в композицию с той же гибкостью свободой.

Здание Ярославского вокзала так же насыщено оригинальностью и пышностью фантазий зодчего. Это сооружение относится к одним из лучших зданий, построенных Шехтелем в Москве. От Ярославского вокзала, ставшего опять – таки событием в отечественной архитектуре, как и от его двойников – павильонов в Глазго, начинается жизнь одного из важнейших направлений модерна, известного под названием неорусского стиля.

Станисла́в Анто́нович Бржозо́вский (1863 — дата смерти неизвестна, 1930-е гг.) — русский архитектор, автор шедевра стиля модерн — Витебского вокзала в Санкт-Петербурге.
В 1900 году архитектор выиграл публичный конкурс проектов Витебского вокзала с решением, отдалённо напоминающим работы Отто Вагнера; построенное в 1904 году здание объединяет черты и вагнеровского стиля, и франко-бельгийского модерна — в интерьерах, где соавтором Бржозовского выступил 25-летний С. И. Минаш.

Фёдор Иванович Лидваль (1870—1945) — российский и шведский архитектор шведского подданства и происхождения.

В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн». Доходный дом, известный также как «Дом Лидваля», построенный архитектором по заказу матери, (1899—1904), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов.

Граф Па́вел Ю́льевич Сюзо́р (1844, Санкт-Петербург — 1919, Петроград) — выдающийся русский архитектор, академик архитектуры, общественный деятель, педагог, действительный статский советник.

Дом компании "Зингер"

При строительстве архитектор соединил приемы поздней эклектики и раннего модерна.

Это было первое в России здание с металлическим каркасом, что позволило сделать стены тонкими, увеличить размеры окон и улучшить освещенность помещений. При строительстве были применены новейшие достижения техники - двор был перекрыт стеклянной крышей, водосточные трубы упрятаны в стены здания, снег с крыши убирали при помощи пара. В доме было пароводяное отопление и системы вентиляции и кондиционирования. Были установлены лифты фирмы «Отис» и встроенные сейфы берлинской фирмы «Панцер».

Фасады здания облицованы гранитом, первые два этажа - красным полированным, следующие три - серым кованным, последний - серым полированным.

Черты модерна сильнее всего видны в решении внутреннего пространства - вестибюль, лестница и центральный зал (здесь помещался банк). Центральный зал освещался верхним светом. Над ним находился внутренний световой дворик.

Для увеличения визуальной высотности здания архитектор украсил его башней-фонарем со стеклянным глобусом. Глобус служил рекламой фирмы - внутри он освещался электричеством, снаружи поперек был обвит лентой с надписью "Зингер и Ко" (сейчас надпись отсутствует). Диаметр глобуса 2,8 м. Городская управа была против такого модернистского купола напротив классического купола Казанского собора, но Академия художеств поддержала Сюзора. Эта башня оказалась расположена точно по линии Пулковского меридиана. Диаметр глобуса 2,8 м. Железостеклянная угловая башня с глобусом стала новым высотным акцентом и символом Невского проспекта.

В металлодекоре здания впервые была использована ковкая бронза. Фигуры на фасаде выполнены в технике выколотки под "зеленую бронзу".

Скульптурное убранство выполнено А. Г. Адамсоном.

Богата внутренняя отделка: дубовые рамы и двери, медные резные шпингалеты на окнах, сусальное золото и каррарский мрамор, правда, последние марши лестницы выложены уже известняком - не хватило средств на завершение отделки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: