Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

Известный художник-пейзажист. Учился в МУЖВЗ (Московское Училище живописи, ваяния и зодчества) и Академии художеств. В качестве пенсионера жил в Швейцарии и Германии. Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Профессор Академии художеств. Увлекался офортом – техникой глубокой печати. Возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств.

В МУЖВЗ молодой художник увлекся пейзажем: в период обучения Шишкин постоянно рисовал в подмосковном лесу в Сокольниках. Он с огромным интересом изучал форму растений, проникал в анатомию природы. В Училище Шишкин познакомился с выдающимися русскими художниками В.Г Перовым, И.М Прянишниковым, В.Е. Маковским и В. Серовым – будущими передвижниками.

Лето 1866 года живописец проводит в Москве и работает в Братцеве. А в 1867 году Шишкин отправляется на остров Валаам, результатом посещения которого стала серия картин. В том же году художник пишет картину «Рубка леса», с которой в творчестве Шишкина стала главной тема русского леса.

Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И.Н. Крамским. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России.

За полотно «Лесная глушь», написанное в 1872 году, Шишкин наконец получает звание профессора Академии художеств.

В течение всей жизни живописец периодически посещает свою малую родину — Елабугу. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В 1880-е годы художник создает много пейзажей, в сюжетах которых обращается к теме русской природы. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).

Наибольшую известность среди всех картин Шишкина получило произведение «Утро в сосновом лесу», написанное в 1889 году. Идею этой картины Шишкину подсказал его соратник по Товариществу передвижников К.А. Савицкий, который также нарисовал медведей. Эта картина для многих русских людей стала символом родины, безмятежного детства, наполненного ожиданием чудесного.

В 1894-95 годах Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств.

Достойным завершением богатого творческого пути Шишкина стало произведение «Корабельная роща», написанное в 1898 году. Это самая крупная в творчестве Шишкина картина является последним, завершающим образом в созданной им галерее, символизирующей великолепие русской природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: