Исправление обнаруженных ошибок в бухгалтерском учете воз-

можно следующими способами:

корректурным;

дополнительных проводок;

сторнировочным.

Основное правило исправления заключается в том, что ни при каких

обстоятельствах ошибка не может быть уничтожена, ее нельзя стереть резин-

кой или бритвочкой, заштриховать или затушевать. Смысл исправления

ошибки заключается в том, чтобы все ее видели как ошибку, а не расценивали как свидетельство возможного злоупотребления.

Для оформления исправительных проводок следует составить бухгалтерскую справку – первичный учетный документ, служащий основанием для

выполнения записей в регистрах бухгалтерского учета. Бухгалтерская справ-

ка составляется в произвольной форме, с соблюдением требований законодательства к наличию обязательных реквизитов.

Корректурный способ используется в том случае, если ошибка обнаружена в учетном регистре или первичном документе, относящемся к отчетному периоду, когда исправление ошибки не требует изменения проводки.

Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумму

зачеркивают и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. При этом зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах – подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах – подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце страницы, записывая в ней «Исправлено» и правильный текст или сумму.

Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в

бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но приуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и приуменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку.

Если в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов,

то для исправления ошибок применяется способ «красное сторно» (отри-

цательных чисел). Сущность данного способа состоит в том, что вначале

ошибочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов, но за

пись производится красными чернилами. Эту проводку записывают красны-

ми чернилами также в соответствующие учетные регистры. При подсчете

итогов в учетных регистрах суммы, записанные красными чернилами, не

прибавляют, а вычитают из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется, снимается отрицательными числами. После этого составляют новую проводку с правильной корреспонденцией счетов и записывают в регистры обычными чернилами.

Способ «красное сторно» применяют также для исправления ошибок и

в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но преувеличена

сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют вторую сторнировочную запись на разность между преувеличенной и правильной суммой.

План счетов бухгалтерского учета

Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета представлен в типовом Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 года № 94н. Построение Плана счетов

обеспечивает согласованность учетных показателей с показателями действующей отчетности.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня синтетических счетов. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Назначение Плана счетов – создать схему (модель) регистрации и

группировки фактов хозяйственной деятельности по элементам и другим

обобщающим единицам информации, отражаемым в бухгалтерском учете

для составления отчетности и получения иной информации, необходимой

для управления финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего

субъекта.

План счетов является директивным документом, что обеспечивает единообразное отражение хозяйственных процессов в системе бухгалтерского учета.

Однако в настоящее время хозяйствующим субъектам разрешен о по согласованию с Минфином РФ вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Для учета специфических операций хозяйствующий субъект может самостоятельно, без согласования с кем-либо при необходимости вводить дополнительные субсчета, уточнять их, исключать и объединять.

К Плану счетов дана инструкция по применению Плана счетов бух-

галтерского учета, которая устанавливает единые подходы к применению

Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах

бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов (типовые корреспонденции того или иного счета с другими синтетическими счетами).

В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме,

хозяйствующие субъекты могут дополнять ее, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета.

В России в настоящее время существует три разновидности Плана

счетов, применяемые в зависимости от вида деятельности:

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

организаций, утвержденный приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000

года и введенный в действие с 01.01.2001 года (является единым и обязательным к применению всеми хозяйствующими субъектами различных

отраслей народного хозяйства и видов деятельности, кроме бюджетных и

кредитных организаций, независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи);

• План счетов бюджетного учета, утвержденный приказом Минфина РФ №

25н от 10.02.2006 года;

• План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, утвержденный положением ЦБ РФ № 205-П от 05.12.2002 года.

План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета – счета первого порядка и субсчета – счета второго порядка.

В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций все счета сгруппированы в восемь разделов (60 синтетических счетов). Отдельно выделены з абалансовые счета (11 счетов).

Сначала приводятся разделы счетов хозяйственных средств и процессов, затем – разделы счетов источников этих средств.

Завершает систему счетов раздел, формирующий информацию о финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта.

Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.

1. Внеоборотные активы

2.Производственные запасы

3. Затраты на производство

4. Готовая продукция и товары

5. Денежные средства

6.Расчеты

7.Капитал

8.Финансовые результаты

Каждый счет в плане счетов имеет свой номер, шифр(код) 01 «Основные средства»,10. «материалы» и т.д. К отдельным счетам предусмотрены субсчета, с указанием их номера и наименования. Например, сч. 55 «Специальные счета в банках» имеет три субсчета: 55-1 Аккредитивы, 55-2 Чековые книжки, 55-3 Депозитные счета.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусматривает возможности для разделения финансового и управленческого учета. Технически хозяйствующий субъект может

вести управленческий учет в рамках единой с финансовым учетом системы

счетов или в самостоятельной системе счетов. Данный План счетов обеспечивает возможность использования обоих вариантов построения учета. Счета 30-39 являются свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению хозяйствующие субъекты утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая субсчета, используемые непосредственно в их финансово-хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: