можно следующими способами:
• корректурным;
• дополнительных проводок;
• сторнировочным.
Основное правило исправления заключается в том, что ни при каких
обстоятельствах ошибка не может быть уничтожена, ее нельзя стереть резин-
кой или бритвочкой, заштриховать или затушевать. Смысл исправления
ошибки заключается в том, чтобы все ее видели как ошибку, а не расценивали как свидетельство возможного злоупотребления.
Для оформления исправительных проводок следует составить бухгалтерскую справку – первичный учетный документ, служащий основанием для
выполнения записей в регистрах бухгалтерского учета. Бухгалтерская справ-
ка составляется в произвольной форме, с соблюдением требований законодательства к наличию обязательных реквизитов.
Корректурный способ используется в том случае, если ошибка обнаружена в учетном регистре или первичном документе, относящемся к отчетному периоду, когда исправление ошибки не требует изменения проводки.
Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумму
|
|
зачеркивают и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. При этом зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах – подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах – подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце страницы, записывая в ней «Исправлено» и правильный текст или сумму.
Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в
бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но приуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и приуменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку.
Если в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов,
то для исправления ошибок применяется способ «красное сторно» (отри-
цательных чисел). Сущность данного способа состоит в том, что вначале
ошибочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов, но за
пись производится красными чернилами. Эту проводку записывают красны-
ми чернилами также в соответствующие учетные регистры. При подсчете
итогов в учетных регистрах суммы, записанные красными чернилами, не
прибавляют, а вычитают из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется, снимается отрицательными числами. После этого составляют новую проводку с правильной корреспонденцией счетов и записывают в регистры обычными чернилами.
|
|
Способ «красное сторно» применяют также для исправления ошибок и
в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но преувеличена
сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют вторую сторнировочную запись на разность между преувеличенной и правильной суммой.
План счетов бухгалтерского учета
Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета представлен в типовом Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 года № 94н. Построение Плана счетов
обеспечивает согласованность учетных показателей с показателями действующей отчетности.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня синтетических счетов. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Назначение Плана счетов – создать схему (модель) регистрации и
группировки фактов хозяйственной деятельности по элементам и другим
обобщающим единицам информации, отражаемым в бухгалтерском учете
для составления отчетности и получения иной информации, необходимой
для управления финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего
субъекта.
План счетов является директивным документом, что обеспечивает единообразное отражение хозяйственных процессов в системе бухгалтерского учета.
Однако в настоящее время хозяйствующим субъектам разрешен о по согласованию с Минфином РФ вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Для учета специфических операций хозяйствующий субъект может самостоятельно, без согласования с кем-либо при необходимости вводить дополнительные субсчета, уточнять их, исключать и объединять.
К Плану счетов дана инструкция по применению Плана счетов бух-
галтерского учета, которая устанавливает единые подходы к применению
Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах
бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов (типовые корреспонденции того или иного счета с другими синтетическими счетами).
В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме,
хозяйствующие субъекты могут дополнять ее, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета.
В России в настоящее время существует три разновидности Плана
счетов, применяемые в зависимости от вида деятельности:
• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций, утвержденный приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000
года и введенный в действие с 01.01.2001 года (является единым и обязательным к применению всеми хозяйствующими субъектами различных
отраслей народного хозяйства и видов деятельности, кроме бюджетных и
кредитных организаций, независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи);
• План счетов бюджетного учета, утвержденный приказом Минфина РФ №
25н от 10.02.2006 года;
• План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, утвержденный положением ЦБ РФ № 205-П от 05.12.2002 года.
План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета – счета первого порядка и субсчета – счета второго порядка.
|
|
В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций все счета сгруппированы в восемь разделов (60 синтетических счетов). Отдельно выделены з абалансовые счета (11 счетов).
Сначала приводятся разделы счетов хозяйственных средств и процессов, затем – разделы счетов источников этих средств.
Завершает систему счетов раздел, формирующий информацию о финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта.
Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.
1. Внеоборотные активы
2.Производственные запасы
3. Затраты на производство
4. Готовая продукция и товары
5. Денежные средства
6.Расчеты
7.Капитал
8.Финансовые результаты
Каждый счет в плане счетов имеет свой номер, шифр(код) 01 «Основные средства»,10. «материалы» и т.д. К отдельным счетам предусмотрены субсчета, с указанием их номера и наименования. Например, сч. 55 «Специальные счета в банках» имеет три субсчета: 55-1 Аккредитивы, 55-2 Чековые книжки, 55-3 Депозитные счета.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусматривает возможности для разделения финансового и управленческого учета. Технически хозяйствующий субъект может
вести управленческий учет в рамках единой с финансовым учетом системы
счетов или в самостоятельной системе счетов. Данный План счетов обеспечивает возможность использования обоих вариантов построения учета. Счета 30-39 являются свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению хозяйствующие субъекты утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая субсчета, используемые непосредственно в их финансово-хозяйственной деятельности.