Образ оратора (кто говорит)

При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом:

60% – КТО оратор, что он из себя представляет;

30% – КАК оратор говорит;

10% – ЧТО он говорит.

Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.

Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора.

1. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой.

2. Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления.

3. Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.)

4. Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.

Жестом называют любое видимое действие, производимое с коммуникативной целью и заключающее в себе смысл, разделяемый как действующим лицом, так и теми, к кому это действие адресовано. Жестикуляция является неотъемлемой частью человеческого намерения что-либо высказать. З.З.Чанышева предлагает следующую классификацию жестов:

- символические: примером может быть жестикуляция актера, заканчивая выступления, прощаясь с публикой. Самый частый жест - поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руками в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале.

Такие жесты условны и называются они символическими.
Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведены за голову, выражение превосходства. Руки в боки - символ непокорности; обхватить руками голову - признак неприятности или беды.

Символические жесты характерны для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) - сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражение; Никогда не соглашусь; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом. Жест интенсивности - рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Какая она упрямая; Он очень упорный.

Известен так же жест отказа, отрицания - отталкивающие движения рукой или двумя руками, ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражение: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас;
Жест противопоставления, антонимичности - кисть руки исполняет движение в воздухе "там" и "здесь": Одно окно на север, другое на юг; Нечего туда - сюда ходить.

Жест разъединения, расподобления - ладони раскрываются, "разъезжаются" в разные стороны: Это надо различать; Они разошлись.
Жесты объединения, сложения, суммы - пальцы соединяются в щепоть или соединяются в ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте соединим усилия.

- экспрессивные (эмоциональные): это жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, бить кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернутся спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

-ритуальные:

- условные (предписывающие, запрещающие, утвердительные, отрицательные);

-изобразительные: появляются в случаях: если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность); если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

-предметные (форма, размер, число);

- указательные (указывают на место, движение, направление). Можно ли выполнить приказания: "Открой то окно", "Эту книгу не бери, возьми вон ту", если они произносятся без жестов? В таки ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой - то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над ним, подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь - слева, где сердце, говоря: " У него тут (жест) ничего нет", то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственным человеком.

ритможесты: тесто связаны с ритмикой речи. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: