ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Региональная кафедра философии, истории и права
ЛЕКЦИЯ
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Барнаул
1. Налоговая система Российской Федерации.
2. Система налогов и сборов Российской Федерации.
3. Федеральные налоги и сборы.
4. Региональные налоги и сборы.
5. Местные налоги и сборы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Налоговое право: Учебник для вузов/Отв. ред. Ю.А. Крохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА,2004.
2. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЭКСМО,2006.
3. Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ,2005.
4. Бойков О. Налоговые споры в практике арбитражных судов//Российская юстиция. 1999. №11.
5. Тостопятенко Г.Н. Европейское налоговое право: сравнительно-правовое исследование. – М.,2001.
1. Налоговая система Российской Федерации.
С философской точки зрения система это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые. Выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент более высокого порядка.
|
|
Для того, чтобы понять, что такое налоговая система Российской Федерации необходимо ответить на вопрос: из каких частей состоит эта система и какое место в этой системе занимает система налогов и сборов?
Понятие «система» означает, что налоги и сборы Российской Федерации представляют собой целостное образование, состоящее из множества элементов, сходящихся между собой в определенной связи.
Система налогов и сборов Российской Федерации напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Бюджетная система России включает в себя три уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Соответственно система налогов и сборов Российской Федерации также состоит из трех уровней – трех подсистем более низкого порядка. Поэтому взимаемые в установленном порядке в Российской Федерации налоги и сборы объединяются в эти три подсистемы: подсистему федеральных налогов и сборов; подсистему региональных налогов и сборов; подсистему местных налогов и сборов.
При этом специфическим свойством системы налогов и сборов является ее единство. Оно обусловлено единством целей и задач существования налогов всех трех видов, единством принципов организации системы, а также единством экономических и юридических принципов установления и взимания входящих в систему налогов и сборов, единой правовой базой, единой системой обеспечивающих ее функционирование государственных органов, единством экономических отношений.
|
|
Система налогов и сборов Российской Федерации представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.
Система налогов и сборов Российской Федерации, представляя собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, одновременно сама является элементом системы более высокого порядка – элементом налоговой системы Российской Федерации.
Налоговая система Российской Федерации представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права, складывающихся в сфере налогообложения общественных отношений субъектов права.
Элементами налоговой системы Российской Федерации являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы МВД, налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности.
При этом под налогооблагающими субъектами понимаются субъекты, которые «обременяют подданных» обязанностями по уплате налогов и сборов, это:
1) Российская Федерация;
2) Субъекты Российской Федерации;
3) Муниципальные образования.
Таким образом, налоговая система Российской Федерации представляется совокупностью:
1) системы налогов и сборов Российской Федерации;
2) системы налоговых правоотношений;
3) системы участников налоговых правоотношений;
4) нормативно-правовой базы сферы налогообложения.
К основным принципам налоговой системы в литературе относят следующие организационные и функциональные принципы:
1) единство налоговой системы;
2) организационное единство системы налоговых органов;
3) справедливость и достаточность налогообложения;
4) единство правовой базы;
5) подвижность налогообложения;
6) стабильность налоговой системы.
3. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Налоги и сборы в Российской Федерации делятся на три вида:
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы.
Основное отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоговые платежи вводятся и взимаются.
Перечень федеральных, региональных и местных налогов содержится в ст. ст. 13,14 и 15 части первой НК РФ.
Состав налогов и сборов Российской федерации характеризуется нестабильностью. В перспективе предполагается установление таких налогов, как налог на доходы от капитала, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, экологический налог и др.
1. Федеральные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и обязательные к уплате на всей территории РФ.
В ст. 13 НКРФ предусмотрен следующий перечень федеральных налогов и сборов:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минирального сырья;
3) налог на прибыль организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) 9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
|
|
16) федеральные лицензионные сборы.
В свою очередь ст. 19 Закона РФ «об основах налоговой системы в РФ» содержится следующий перечень федеральных налогов и сборов:
1) НДС;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на операции с ценными бумагами;
6) таможенная пошлина;
7) платежи за пользование природными ресурсами;
8) налог на прибыль организаций;
9) государственная пошлина;
10) сбор за использование наименований «Россия», «РФ» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
11) плата за пользование водными объектами;
12) сборы за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
13) налог на добычу полезных ископаемых.
2. Региональные налоги и сборы.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствие с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Устанавливая региональный налог или сбор, законодательные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения:
а) налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами;
б) порядок и сроки уплаты налога, а также
в) формы отчетности по данному региональному налогу.
Кроме того, они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения – налоговую базу, объект налогообложения и т. д. – устанавливают федеральные законодатели.
Не могут устанавливаться региональные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом.
В ст. 14 НК РФ предусмотрен следующий перечень региональных налогов и сборов:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
При этом предусматривается, что при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
|
|
В свою очередь в ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» содержится следующий перечень налогов и сборов субъектов Федерации:
1) налог на имущество организаций;
2) лесной доход;
3) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
4) транспортный налог;
5) налог на игорный бизнес.
3. Местные налоги и сборы.
Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и нормативными правовыми актами представитлеьных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют местные налоги и сборы в городах федерального значения, которые устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.
Местные налоги действуют только на территории соответствующего муниципального образования.
Устанавливая местный налог или сбор, представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения:
а) налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;
б) порядок и сроки уплаты налога, а также
в) формы отчетности по данному местному налогу.
Кроме того, они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения устанавливают федеральные законодатели.
В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотреных федеральным законом.
В ст. 15 НК РФ предусмотрен следующий перечень местных налогов и сборов:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) местные лицензионные сборы.
В свою очередь в ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» содержится следующий перечень местных налогов и сборов:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
4) налог на рекламу.
Одним из принципов функционирования налоговой системы рФ является принцип гласности. Поэтому информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются в ФНС РФ и Минфин РФ, а также в соответствующие региональные налоговые органы и финансовые органы.
Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются ФНС России.
В свою очередь, сведения о действующих местных налогах и сборах, а также их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.