Народная мудрость гласит, что мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Но как раз уже к сорока годам эта программа оказывается выполненной. А к другой программе, к смене вектора развития, к энерго-информационному переходу человека не готовили. На человека наваливается ещё один кризис — кризис смыслов существования. В сумме трёх этих кризисов разражается кризис экзистенциальный. Существование становится нереальным, пустым, не нужным ни себе, ни кому-то другому. Наваливается «тоска больших городов», которая и в деревне не меньше. Материалистически воспитанные люди начинают метаться, ища внешнее решение своих внутренних проблем «где-то там, далеко» ( В. Сюткин).Но такого решения не существует. И тогда жизнь превращается в агонию безрассудств и абсурда.
И как только взрослые люди жили до нас? А они создавали целые миры своего существования, Миры культуры Человека. Те самые, в которых мы все, и молодёжь и взрослые, сейчас и живём. Человеку есть куда пойти за Новыми Смыслами.
|
|
О каких же смыслах идёт речь? Это смыслы, связанные с достижением совершенства в чём-либо, с раскрытием тайн Природы, с проблемами созидания миропорядка, воспроизведения нравственных устоев бытия, автопоэзиса, информационно-психологической, молитвенной защитой Рода. Народ давно не нуждается в увеличении поголовья бюрократов, воров, перекупщиков и лентяев. Он остро нуждается в мудрецах, духовниках, хранителях духа, мысли и культуры Мира Человека, миропорядка, культуры народа. Без этого слоя людей все мы превращаемся в безумное стадо, где каждый готов затоптать соседа. Но в результате оказывается затоптан сам.
Те, кто не знаком с жизнью духа, наивно полагают, что эта жизнь так же малоподвижна и неизменна, как церковные службы. Что там всё уже ясно. В реальности всё иначе. Чувства подвижней физического тела. Мысли подвижней чувств. Дух на порядок опережает мысль. Схватка добра и зла идёт по всему фронту. Но эпицентр её перемещается в сторону Духовной битвы. И реальными субъектами этой битвы могут быть только взрослые, зрелые, состоявшиеся люди. Именно они призваны держать информационные, консциентальные, сценарные удары. Только они могут спасти и себя и молодёжь от превращения в «пушечное мясо». От духовного и нравственного вырождения.
Более подробное описание нового смыслового поля бесполезно не только из-за его обширности, но и указанной подвижности. Здесь мы можем привести только несколько замечаний практического характера.
Люди с рефлексивным стилем жизнедеятельности, имеющие навыки духовной работы, не застаивающиеся на одном месте, переносят смысловой кризис легче. Однако энергетический кризис для них может протекать трудней. Потому что они раньше «сгорают».
|
|
Сохранить те же самые смыслы жизни, что были в молодости, никому не дано. И подтягивать кожу тут бесполезно. Чтобы сохраниться, надо измениться. Речь о высших идеалах тут не идёт. Речь идёт об изменении образа жизни.
Правило сохранения простое. Утрачен в силу возраста один смысл, питающий жизнь — ищи на его место другой, подходящий по возрасту и способностям. Не давай схлопнуться кругу интересов.
Переходный возраст колеблется от 37-40 — лет для людей высочайшего творческого накала до 45-50 — лет для «среднего» человека.
Указанные кризисы чаще всего протекают не одновременно. Это облегчает проблему перехода. Но одновременно маскирует сам факт сложного состояния.