Регулирование в системе налогового администрирования

Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджет налогов сфере деятельности, т. е. направлено на максимальное финансовое обеспечение общественных интересов. В качестве форм регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот.

Система налогового стимулирования предполагает:

— изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;

— предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;

— налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Следует отметить, что оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями — фискальной и регулирующей.

Оптимальное соотношение перечисленных методов а форм налогового стимулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства

Налоговые стимулы всегда были спутниками налогов. Однако применение налоговых стимулов не должно наносить ущерба доходам бюджета, корпоративным и личным экономическим интересам.

К налоговым стимулам примыкают налоговые льготы.

«Льгота­ми по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщи­ками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Налоговые стимулы являются более широким понятием, а нало­говые льготы являются лишь их составляющей. Совокупность на­логовых льгот следует рассматривать как часть системы налогового стимулирования., именуемой «Налоговые стимулы, уменьшающие обязательства перед государством». К ним относятся:

льготы, предоставляемые посредствам сокращения нало­говой базы;

— льготы, предоставляемые посредствам уменьшения нало­говой ставки.

Вторую часть системы налогового стимулирования представля­ют отсроченные налоговые обязательства, т. е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством.

Отсроченные налоговые обязательства могут возникать вследствие переноса срока уплаты налога или сбора по соглашению с органами государственной власти о предоставлении отсрочки рассрочки, либо вследствие имеющих место в отчетном периоде налогооблагаемых временных разниц. Временные разницы — это разницы между балансовой стоимости актива или обязательства и их налоговой базой.

Их можно подразделить на две группы.

1 Отсроченные налоговые обязательства, возникающие вследствие предоставляемых налоговых каникул органами государствен­ной власти;

2 Отсроченные налоговые обязательства, возникающие вслед­ствие распределения налогов между отчетными периодами.

Первая группа налоговых стимулов состоит из отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Рассмотренные элементы налогового стимулирования непо­средственно оказывают стимулирующее действие на деятельность хозяйствующего субъекта, поэтому их можно рассматривать как элементы прямого налогового стимулирования.

Однако перечень элементов, оказывающих стимулирующее дей­ствие на деятельность субъекта хозяйствования, этим не исчер­пывается. С помощью государства происходит межотраслевой пере­лив капитала в размерах, немыслимых при свободных рыночных отношениях1. Реалии современной экономики приводят к необхо­димости поддержки государством целого ряда отраслей и произ­водств. Это осуществляется по экономическим и социальным при­чинам, а также в целях национальной безопасности.

Одним из наиболее действенных государственных стимулиру­ющих инструментов является финансовая помощь, получаемая хозрасчетными предприятиями из средств государственного бюд­жета в денежной или материальной формах. Этот вид стимулиро­вания может иметь форму:

1) государственных субсидий;

2) государственных субвенций;

3) государственных дотаций.

Получение субсидий, дотаций или субвенций стимулирует орга­низацию к производству определенных видов продукции, выпол­нению определенных работ или оказанию определенных услуг, но ри этом возникает необходимость уплачивать в бюджет все налоги и сборы, установленные законодательством.

Эффект данного вида стимулирования, помимо заинтересованности организации в получении бюджетных средств, кроется в том что, в величину этих средств заложены подлежащие уплате налоги и сборы. Здесь можно говорить об элементах косвенного налогового стимулирования.

Рассмотренные виды налогового стимулирования различны по своей экономической природе и могут быть представлены в форме:

1) уменьшения обязательств перед государством: здесь средства, освободившиеся благодаря налоговым льготам, при выпол­нении определенных законодательством условий являются соб­ственными средствами хозяйствующего субъекта;

2) изменения сроков уплаты обязательств перед государством. Здесь средства, появившиеся благодаря отсрочке налоговых пла­тежей, являются заемными средствами хозяйствующего субъекта. И те и другие средства появляются у хозяйствующего субъекта в ре­зультате изменения обязательств, поэтому в момент их возник­новения не проводятся операции по передаче товарно-материаль­ных или денежных ценностей;

3) государственной помощи, которая предоставляется хозяй­ствующему субъекту на определенные цели и носит безвозврат­ный характер, т. е. полученные материальные или денежные сред­ства становятся собственностью хозяйствующего субъекта.

Важнейшим элементом налогового стимулирования в россий­ской практике последнего десятилетия является реструктуриза­ция задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам. В целях создания условий для финансового оздоровления органи­заций Правительством РФ в соответствии со ст. 115 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» был разработан ва­риант погашения задолженности — реструктуризация накоплен­ной задолженности, который, по сути, означал предоставление отсрочки ее погашения на достаточно длительный срок с уплатой процентов на сумму задолженности, скорректированную с учетом рассрочки, и соблюдением прочих обязательных условии.

Процедура реструктуризации была рассчитана на массовое при­менение на 10-летний период. Порядок проведения реструктуриза­ции задолженности для организаций любой организационно-право­вой формы и отраслевой принадлежности может предусматривать:

— погашение кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам в течение шести лет, а по пе­ням и штрафам — в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам;

— реструктуризацию кредиторской задолженности по пеням и штра­фам без реструктуризации задолженности по основному долгу;

— списание половины долга по пеням и штрафам при погаше­нии половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и своевременном внесении текущих налоговых пла­тежей в федеральный бюджет в течение двух лет после при­нятия решения;

— полное списание задолженности по пеням и штрафам при погашении реструктурируемой задолженности в течение че­тырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет также в течение четырех лет. Поскольку экономический эффект от реструктуризации бесспо­рен, то основанием для отмены права на реструктуризацию является уплата текущих платежей по налогам и сборам не в полном объеме или несвоевременно за истекший квартал, или с нарушением графика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: