Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. Методические указания

Определений налога, которые были даны различными учеными-юристами в разные годы существует множество.

Современное нормативное определение налога содержится в п. 1 ст. 8 НК РФ.

Анализ определения позволяет выявить следующие признаки налога:

  1. обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
  2. индивидуальная безвозмездность платежа;
  3. денежная форма налога;
  4. отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;
  5. целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. Российское законодательство оперирует только понятием сбор. Понятие сбора сформулировано в п. 2 ст. 8 НК РФ.

Признаками сбора в соответствии с НК Российской Федерации являются:

  1. обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
  2. взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Признаком обязательности сбор схож с налогом: государство вправе и обязано принимать меры по установлению обязательных платежей в целях защиты прав и законных интересов общества и государства, что предопределяет обязательный порядок уплаты налоговых платежей.

Другой признак сбора – возмездность, является существенным отличием сбора от налога. На эту особенность сбора указывают Конституционной Суд и многие ученые-юристы[7]. Некоторые ученые отрицают индивидуальную возмездность сбора, указывая на его дисциплинирующее значение, а также необходимость закрепления в легальном определении сбора таких признаков как индивидуальная безвозмездность и финансирование деятельности государства[8].

Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

Исторически первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная функция. Сущность ее заключается в обеспечении государства и муниципальных образований финансовыми средствами. С ростом экономического развития общества возрастает и значение фискальной функции. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции. В Российской Федерации налоги составляют основную долю в доходной части федерального бюджета.

Регулирующая функция. Появилась с развитием у государства социальной функции. Суть ее заключается в том, что налоги оказывают влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества. Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция заключается в том, что государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются, реализуется через систему различных льгот или иных преференций, предусмотренных для определенной категории налогоплательщиков.

Дестимулирующая подфункция проявляется в том, что государство, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжелое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков.

Воспроизводственная подфункция заключается в том, что государство, взимая налог с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика, например, установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Контрольная функция налогов состоит в том что, через них государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков. Контрольная функция налогов является частной разновидностью охранительной функции финансового права и налогового как его подотрасли. Одна из важных задач налогового контроля — проверка точного соблюдения законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой. Практическая роль налогов в осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность налоговых органов.

В соответствии с п. 6 ст. 3 при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. В ст. 17 НК РФ определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

  1. объект налогообложения;
  2. налоговая база;
  3. порядок исчисления налога;
  4. налоговый период;
  5. налоговая ставка;
  6. порядок и сроки уплаты налога.

Первые четыре элемента устанавливаются частью второй НК РФ, а по налогу на имущество физических лиц устанавливаются соответствующим федеральным законом. Пятый и шестой элементы устанавливаются по федеральным налогам – частью второй НК РФ (в случаях предусмотренных НК РФ налоговая ставка может устанавливаться Правительством), по региональным и местным налогам – соответствующим региональным или местным нормативным правовым актом.

Налогоплательщики. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).

Организации (ст. 11 НК РФ) подразделяются на российские и иностранные организации.

Российские организации ‑ это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Иностранные организации:

- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

- международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Физические лица (ст. 11 НК РФ) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели ‑ физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Консолидированная группа налогоплательщиков. Российские юридические лица могут заключить договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, что позволяет участникам объединять (компенсировать) прибыли (убытки) и выступать в качестве единого налогоплательщика налога на прибыль.

Объект налогообложения (ст. 38 НК РФ):

- реализации товаров (работ, услуг);

- имущество;

- прибыль, доход;

- расход;

- иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налогов.

Реализацией товаров, работ или услуг (ст. 39 НК РФ) организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лиц (в случаях, предусмотренных НК РФ ‑ на безвозмездной основе).

Место и момент фактической реализации товаров (работ, услуг) определяются в соответствии с частью второй НК РФ.

Отдельные операции (например, передача имущества в инвестиционных целях, наследование и др.) не признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Товар ‑ любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работа ‑ деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга ‑ деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Имущество (ст. 38 НК РФ) виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (ст. 128 ГК РФ).

Доходом (ст. 41 НК РФ) признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами НК РФ «Налог на доходы физических лиц«, «Налог на прибыль организаций«.

Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации в соответствии с этими же главами НК РФ (ст. 42 НК РФ).

Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется ФНС РФ.

Некоторые виды доходов (дивиденды, проценты) определены в ст. 43 НК РФ.

Налоговая база (ст. 53, 54 НК РФ) ‑ стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается НК РФ. Налоговая база исчисляется:

- организациями по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с ними.

- индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты – по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядка, определяемом Минфином РФ. Эти же правила распространяются на налоговых агентов.

- остальными налогоплательщиками – физическими лицами – на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

Порядок исчисления налога ( ст. 52 НК РФ) представляет собой процессуальное действие.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (по форме, установленной ФНС РФ), в котором должны быть указаны:

- сумма налога, подлежащая уплате;

- расчет налоговой базы;

- срок уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются ФНС РФ.

Законодатель выбирает тот или иной способ в зависимости от вида налога и статуса налогоплательщика. Так, например, в тех случаях, когда налогоплательщиком является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, законодатель старается не возлагать на него обязанность исчисления налога, переложив это бремя либо на налогового агента, либо на налоговый орган.

Налоговый период (ст. 55 НК РФ) ‑ календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Каждый налог имеет самостоятельный налоговый период, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов. Несмотря на отсутствие определения отчетного периода, анализ части второй НК РФ позволяет сделать вывод, что отчетным периодом признается временной промежуток, за который налогоплательщик обязан отчитаться перед налоговыми органами и уплатить авансовые платежи.

Если организация создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Частные случаи определения налогового периода:

Случай Налоговый период
Организация создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря Первым налоговым периодом является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания
Организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года Последним налоговым периодом является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации
Организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года Налоговым периодом является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).
Организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания,

Налоговой ставкой (ст. 53 НК РФ) ‑ величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры федеральных сборов устанавливаются НК РФ, по региональным и местным налогам соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в пределах, определяемых НК РФ. При установлении ставки необходимо соблюдать принципы экономической обоснованности налога и фактической способности субъектов к уплате этого налога (ст. 3).

Виды ставок:

1) твердые ставки (специфические ставки) устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе;

2) пропорциональные ставки (адвалорные ставки) устанавливаются в едином проценте от налоговой базы;

3) комбинированные ставки (смешанные ставки) объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую ‑ абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную ‑ процент от налоговой базы.

Порядок уплаты налогов и сроки уплаты налогов и сборов (ст. 57, 58 НК РФ).

- Уплата налога производится в наличной или безналичной денежной форме.

- Изменение установленного срока уплаты допускается только в порядка, предусмотренном НК РФ. При уплате налога (сбора) с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

- Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки начисляются пени в порядка, предусмотренном НК РФ.

- В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период не установлен в этом налоговом уведомлении.

- Изменение срока уплаты налога (сбора) может производиться только при наличии условий, установленных НК РФ (ст. 61 НК РФ).

В практике налоговой деятельности применяется три способа уплаты налогов: кадастровый, у источника, по декларации[9].

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Налоговые льготы (ст. 17, 56 НК РФ).

В необходимых случаях при установлении налога могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования.

Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, состоящие в возможности не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы не могут носить индивидуального характера, то есть не могут распространяться на конкретного налогоплательщика.

В практике нашили применение следующие виды льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Льготы по федеральным налогам устанавливаются частью второй НК РФ.

Льготы по региональным и местным налогам устанавливаются соответствующим нормативным правовым актом в порядке и в пределах, предусмотренных НК РФ.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: