ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Общая характеристика судебной власти
Важно усвоить, что в соответствии с концепцией разделения властей государственная власть включает в себя три основных направления (ветви): законодательную, исполнительную и судебную. При этом следует уяснить, что в соответствии со ст. 10 Конституции судебная власть представляет собой абсолютно самостоятельную и независимую часть государственного аппарата, обладающую рядом отличительных признаков: судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами (ст. 11 Конституции РФ); исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона "О судебной системе РФ"); независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона "О судебной системе РФ"); судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона "О судебной системе РФ". Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Правосудие - это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.
Практические знания и умения,
которые должны быть получены студентами:
1) знание места судебных органов в системе разделения властей;
2) умение выявить взаимоотношения судов с другими органами государственной власти;
3) знание основных признаков судебной власти;
4) умение определить правосудие и его отличительные свойства;
5) знание порядка создания и упразднения судов;
6) умение анализировать, сопоставлять различные точки зрения ученых, изложенные в научных трудах.