Экзаменационные вопросы по философии-2
Исторические типы мировоззрения.
1.1 мировоззрение - совокупность знаний, ценностей и убеждений, определяющих общее понимание мира, место в нем человека и программу его жизнедеятельности. Выделяют 3 исторических типов мировоззрения: мифология, религия, философия.
1.2 мифология - исторически первая форма мировоззрения, характеризующаяся одушевлением явлений природы. Внешне проявляется в поклонении явлениям природы. Мифология создалась не специально, она возникла естественным путем в первобытном обществе.
1.3 религия -высшая форма мифологии, основным признаком которой является вера в существование сверхъестественных сил. Внешне проявляется в поклонении сверхъестественным силам. С научной точки зрения сверхъестественное – духовное, отделенное от материи.
1.4 отличие религии от мифологии; В мифологии духовноеот материального не отделено, а религия проводит строгое разграничение между духовным и природным - материальное лишается одушевленности, а духовное наделяется сверхъестественным статусом.
|
|
1.5 философия - теоретическая форма мировоззрения, рационально обоснованная и предельно общая картина мира и места в нем человека.
1.6 отличие философии от религии; Рациональность-ориентация на понятийное, категориальное объяснение мира (религия - образный, метафорический тип мышления), стремление к логической обоснованности и непротиворечивости (религия, напротив, призывает не к логике, а к чувствам), направленность на получение нового знания (в религии добавление к «вечной истине» новых результатов является покушением на авторитет);
Рефлексивность- отсутствие недоступных для критики утверждений, непрерывный анализ собственных оснований с целью их уточнения (религия, напротив, является догматическим типом мировоззрения, направлена на защиту своих канонов, сомнение в которых рассматривается как преступление).
Разделы, предмет, метод и функции философии.
2.1 три раздела философии;
-онтология – центральный раздел, учение о всеобщем, о бытии;
-гносеология (или эпистемология) – теория познания;
-аксиология – учение о ценностях;
-социальная философия – учение о человеческом обществе;
-философская антропология – учение о человеке;
-история философии – наука о развитии философской мысли.
2.2 предмет философии; Предметом философии является всеобщее, мир как целое.
2.3 три основных философских проблемы;
-взаимосвязь бытия и небытия, проблема существования мира;
-всеобщие свойства действительности и закономерности ее развития;
-соотношение материи и сознания, материальных и духовных явлений;
|
|
-общие закономерности познавательной деятельности;
-сущность, закономерности и цель развития человеческого общества;
-происхождение, сущность и смысл жизни человека;
-высшие человеческие ценности.
2.4 отличие предметов философии и науки; Предметом науки является сфера действительности, находящаяся в пределах опыта, эксперимента. Предмет философии хотя и выходит за рамки наличного опыта, но все же остается в сфере познания – это предельные основания любых областей познания и деятельности человека.
2.5 отличие методов философии и науки; Трансцендентальность предмета философии не позволяет нормативно зафиксировать философский метод познания. Поэтому усвоение философского метода происходит не столько через непосредственное изучение предмета, как это происходит в науке, а опосредуется непрерывным обращением к истории философии.
2.6 три функции философии;
- теоретическая (научная) – разрабатывает целостную предельно общую рациональную картину мира; разрабатывает наиболее общие понятия и принципы, отражающие закономерности развития действительности;
- методологическая – исследует принципы, характеризующие всеобщие способы достижения человеком целей;
- логическая (критическая) – прививает культуру мышления, поскольку направляет на понимание сущности явлений; изучение диалектической логики позволяет предельно расширить смысловое поле исследуемого предмета;
- мировоззренческая – выявляет существующие типы мировосприятия, помогает человеку осознать собственное мировоззрение;
- социальная - исследует сущность социальных явлений, закономерность и цель общественного развития;
- аксиологическая (практическая) – исследует принципы, характеризующие всеобщие способы отношения человека к миру; помогает человеку в определении ценностей жизни, идеалов, смысла жизни, призывает к самосовершенствованию.