Эмпиризм и рационализм

15.1 основоположники эмпиризма и рационализма; Эмпиризм - античности - Аристотель (384-322), в Новое время - Ф.Бэкон (1561-1626).

Рационализм - античности Платон и в Новое время Р.Декарт (1596-1650).;

15.2 трактовка познания в эмпиризме; Эмпиризм абсолютизирует роль чувств в познании, единственным источником знания объявляет опыт. Познание есть описание и обобщение опыта. Отрицается качественное отличие мышления и чувств, мышление трактуется как усовершенствованная чувственность (шестое чувство).

15.3 трактовка познания в рационализме; Единственным источником знания является разум, способный минуя опыт постигать истину.

15.4 трактовка познания у Канта и Гегеля; По Канту, человек рождается с определенным грузом доопытных форм чувственности, рассудка и разума. Но это не готовые знания, не врожденные идеи Декарта, а пустые, не наполненные конкретным содержанием принципы. Знание – это полученные в опыте ощущения, упорядоченные этими априорными формами. Природа же вещей самих по себе не познаваема.

Г.Гегель (1770-1831) считал источником априорных форм опыт истории, общественно-историческую практику людей, которую он трактовал идеалистически как способ исторического припоминания врожденных идей.

15.5 трактовка познания в диалектическом материализме;

Чувственное и рациональное в познании являются не взаимоисключающими, а диалектически взаимосвязанными. Это способности человека, на базе которых формируются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирическая ступень (фундамент знания, но не все его содержание) отражает внешнюю, наблюдаемую сторону вещей, а теоретическая – внутреннюю, ненаблюдаемую сущность вещей. Общее само по себе, оторванное от вещей, может существовать только в мышлении, а не в чувствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: