Проблема ТБО в России

Без комплексной экономической оценки состояния окружающей среды трудно судить о тенденции хозяйственного развития. Общественные издержки по выявлению, охране и воспроизводству природных ресурсов непрерывно возрастают. Увеличение загрязнения воздуха в 2 раза, сокращает срок службы оборудования в 1,5 раза. В городах железо ржавеет в 20 раз, а алюминий подвергается коррозии в 100 раз быстрее, чем в сельской местности. Атмосферное загрязнение ускоряет разрушение строительных материалов, металлов, резины, тканей. Урожай пшеницы в зоне действия предприятий цветной металлургии на 40 – 60% меньше, а содержание белка на 25 – 35% ниже, чем за пределами действия этих предприятий. В среднем на каждого жителя РФ образуется не менее 15 тонн различных твердых отходов в год. Учитывая невысокий уровень их утилизации, объемы накопления отходов постоянно возрастают, что приводит к ухудшению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки, особенно в крупных городах и мегаполисах, отторжению территорий для размещения полигонов, росту количества несанкционированных свалок, увеличению затрат, связанных с транспортировкой отходов, а также обслуживанию полигонов и свалок. Однако, в связи с изменением менталитета нашего общества за последние 10 лет, отчетливо определились новые требования по снижению образования отходов и развитию процессов по их переработке, утилизации, захоронению. По определению Европейской экономической комиссии ООН безотходные производства – это практическое применение знаний, методов и средств для обеспечения в рамках человеческих потребностей наиболее рационального использования природных ресурсов и энергии, а также защиты окружающей среды. Обязательными элементами безотходных и малоотходных технологий являются комплексная переработка сырья, уменьшение или полное исключение загрязнения окружающей природной среды промежуточными продуктами производства, создание замкнутых технологических систем.

Важнейшей задачей производственной и коммерческой деятельности следует рассматривать экономию материально-сырьевых и энергетических ресурсов, что должно объединить интересы предприятий, на которых образуются отходы, и предприятий, способных использовать отходы в качестве сырьевой базы для своих технологических процессов. Необходимо учитывать, что одни и те же отходы могут быть использованы в различных сферах производства и потребления, так как заранее не ориентированы на конкретную технологию их использования.

По данным обследования 100 городов Российской Федерации, около 45% всех ТБО транспортируют на 10 – 15км, 40% – на 15 – 20км, 15% – более, чем на 20км. Усовершенствованные полигоны и установки по складированию и переработке ТБО эксплуатируются и строятся лишь в таких городах как Астрахань, Владимир, Орел, Кострома, Самара, Челябинск. Современные твердые бытовые отходы в России состоят из следующих компонентов: металл – 5 %, дерево – 4%, резина – 5%, пищевые отходы – 25%, синтетические материалы – 12%, текстиль – 10%, бумага \ картон – 32%, стекло – 7%.

В результате низкого уровня использования продолжается накопление отходов в окружающей природной среде. Согласно оценкам, объемы накопления неиспользуемых отходов достигли 80 – 90 млрд. т., данные за 2007 год приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Количественные показатели образования и использования отходов в России (за 2007 год)

  Вид отходов Образование Уровень использования Неиспользуемые отходы
1. Промотходы:   35% 1,7 млрд. т  
    отходы добычи и обогащения 2,6 млрд. т 35% 1,6 млрд. т  
  другие промотходы 2,45 млрд. т 42% 60 – 65 млн. т  
2. ТБО 35 – 40 млн.т. 3 – 4% 35 – 40 млн.т  
3. Осадки сточных вод 30 млн. т 30 млн. т  
                             

Несмотря на уменьшение количества образования отходов в результате спада производства в 90-х годах, уровень переработки многих видов отходов заметно снизился. Так, уровень переработки доменных шлаков снизился со 100 – 120% (с учетом вовлечения в переработку накопленных отходов) в 1990 г. до 53% в 2000 г.; шин изношенных – с 8,7% до 4%; текстильных отходов – с 75% до 44%; полимерных отходов – с 23,5% до 8,3%; фосфогипса – с 14% до 3,2%; стеклобоя (в производстве стеклянной тары) – с 92,3% до 54,6%; макулатуры – с 64,8% до 57,4%; зол и шлаков ТЭС – с 11,6% до 10,4%. Наиболее высокие темпы снижения уровня переработки отходов были в период 1992 – 1995 годов.

На фоне снижения в последние 10 лет роли государства в управлении переработкой отходами в России, в развитых странах мира, наоборот, наращивалась степень государственного воздействия в этой области. С целью снижения себестоимости продукции с использованием отходов введены налоговые льготы. Для привлечения инвестиций в создание производств по переработке отходов создана система льготных кредитов, в том числе частично возмещаемых и безвозмездных в случае неудачных решений. В целях стимулирования спроса на продукцию с использованием отходов, в ряде стран накладываются ограничения на потребление продукции, изготавливаемой без использования отходов, наращиваются масштабы использования системы городского и муниципальных заказов на продукцию из отходов.

Для финансовой поддержки производственной деятельности Российской системы вторичных ресурсов целесообразно, по опыту зарубежных стран, ввести экологические платежи (или систему лицензионных взносов) за использование упаковки. Кроме того, должен быть разработан механизм использования для этих целей средств, формируемых за счет платежей за размещение отходов.

Размер платежей за упаковку и на возмещение затрат должен определяться исходя из объективных затрат на организацию их сбора, дезагрегацию и переработку, а также из уровня их воздействия на окружающую природную среду при бесхозном размещении.

Средства, вырученные за счет сбора экологических платежей, должны расходоваться на содержание или в качестве финансовой поддержки деятельности Российской компании «Вторресурсы» и ее региональных органов, а также на поддержку предприятий по заготовке и переработке вторичного сырья.

Реализация предложения по созданию Российской системы вторичных ресурсов позволит принципиальным образом изменить организационные, нормативно-правовые и экономические условия для заготовки и переработки вторичного сырья в России. Уровень использования основных видов вторичного сырья повысится через 5 лет после ввода в действие системы не менее чем на 30%, по ряду позиций в 1,5 – 2 раза снизятся потери природного сырья, содержащегося в отходах. Заметно снизится уровень загрязнения отходами окружающей природной среды. Будут созданы новые рабочие места, что благоприятно скажется на социально-экономических показателях большинства регионов России.

Благодаря современным технологиям можно перерабатывать около 97% всех бытовых отходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: