Методики, используемые при диагностике детей с дизонтогениями

Специфической особенностью психологического изучения детей с отклонениями в развитии является использование при их дифференциальной диагностике обучающего эксперимента.

Как известно, с помощью констатирующих методов исследования можно узнать только актуальный уровень развития ребенка с дизонтогенией, но нельзя получить долговременного прогноза его дальнейшего развития. Выдвинутое Л. С. Выготским положение о зоне ближайшего развития, о том, что обучение ведет за собой развитие, подтолкнуло психологов к созданию различных вариантов обучающих экспериментов, позволяющих прогнозировать перспективы развития ребенка. К настоящему времени разработаны разные виды обучающих экспериментов. Наиболее информативным с точки зрения определения возможностей дальнейшего развития ребенка, является организованный процесс обучения таких детей. Понятно, что чем более длительным и развернутым является процесс обучения, тем больше информации получает психолог о трудностях и возможностях ребенка с психофизическим дефектом, тем более содержательными являются его коррекционные рекомендации и прогностическая оценка.

Вместе с тем, сохраняется возможность получения информации о ребенке и в процессе специально организованного разового или многократного обследования с проведением обучающего эксперимента. Однако, максимальной информативностью обладают, как правило, наиболее трудоемкие обучающие эксперименты и поэтому проведение таких исследований желательно проводить в специальных диагностических группах или при организации специального обучения.

Для исследования потенциальных возможностей детей 7-10 лет А.Я. Иванова (на основе методики «Классификация фигур» Ю.Ф. Полякова) предложила собственную методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает определенные трудности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспериментальное обучение выполнению задания не требует наличия школьных знаний. Это дает возможность использовать методику в тех случаях, когда ребенок не справляется с программой или еще не обучался.

Методика предполагает использование двух наборов по 24 карточки с изображением геометрических фигур, разных по цвету, форме, величине. Набор, в котором представлены 3 цвета, 4 формы и 2 величины, используется для основного задания, а набор из 4 цветов и 3 форм - для аналогичного задания.

Ребенку предлагается разложить карточки по одному признаку (в основном задании - это цвет, затем форма, потом величина). При затруднении ему оказывается обучающая помощь, а после этого предъявляется аналогичное задание.

Возможно несколько вариантов результатов выполнения аналогичного задания:

- полный перенос в словесной форме - ребенок называет все три признака;

- частичный перенос в словесной форме - выделяет и называет не менее двух признаков;

- полный перенос в действиях - ребенок осуществляет три правильные группировки, но не называет их (это часто отмечается у детей с речевыми нарушениями);

- частичный перенос в действиях - ребенок осуществляет не менее двух правильных группировок;

- перенос отсутствует - ребенок выделяет один или ни одного из признаков фигур второго набора.

Критерии, по которым оцениваются результаты:

1) ориентировочная деятельность. Отмечается, планирует ли ребенок предстоящую ему работу или смотрит по сторонам. У здоровых детей ориентировочная деятельность носит активный характер и нарушается при сниженной умственной работоспособности и психическом недоразвитии;

2) способность к принятию помощи. Оценка проводится по количеству полученных ребенком уроков-подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 6, умственно отсталым – 8-17;

3) способность ребенка давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания.

При проведении психологического обследования ребенка с отклонениями в развитии обучающий эксперимент можно организовать и на базе других методик («Предметная классификация», «Исключение 4-го лишнего», «Кубики Кооса»). Если психолог ограничен во времени, например на амбулаторной консультации, можно использовать методику «Исключение 4-го лишнего». Обучение ребенка исключению лишнего и выполнение аналогичного задания занимают 2-1 мин. Таким образом, за сравнительно короткое время мы можем получить достаточно достоверные данные об уровне обучаемости ребенка.

Однако результаты, полученные при использовании обучающего эксперимента, трудно формализуются. Известный специалист в области специальной психологии В. И. Лубовский в своих трудах утверждает, что методы, используемые в целях дифференциальной диагностики при изучении детей, должны обладать всеми преимуществами тестов, а именно: удобством пользования, возможностью стандартизации и математической обработки данных. По его мнению, в отличие от тестов они должны учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий, допускаемые ошибки и другие качественные характеристики.

Наиболее адекватным путем решения этой задачи В.И. Лубовскому представляется сочетание количественного и качественного подходов в диагностической практике. Один из путей такого объединения обогащение уже имеющихся тестов, достаточно надежных и валидных, методами качественного анализа.

Самое широкое распространение из всех интеллектуальных тестов в отечественной психодиагностике получила методика Д. Векслера. Тест применяется для дифференцирования интеллектуально полноценных и умственно отсталых детей, для изучения интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития, для анализа причин неуспеваемости. Во всех ранее проведенных исследованиях подтверждены достаточно высокие надежность и валидность теста. Существует специально адаптированный к условиям русскоязычного пространства вариант методики, предназначенный для изучения интеллектуального развития детей от 5 до 16 лет (А. К. Панасюк, А. Ю. Панасюк, 1971). К сожалению, не все субтесты данного варианта являются корректными для русскоязычных граждан Украины, так как задания на общую осведомленность включают, в том числе, и такие вопросы, которые могут быть не известны ребенку, проживающему в Украине.

Преимуществом теста Векслера является то, что он позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры благодаря объединению в нем субтестов, направленных на исследование различных вербальных и невербальных (в детском варианте - 12) интеллектуальных характеристик, степень выраженности которых вычисляется по единой 20-балльной шкале. Это дает возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы у ребенка хуже всего, за счет каких может происходить компенсация, сравнить его достижения со средними нормами и результатами обследования других детей.

В основу методики положен принцип, по которому предполагается, что интеллект включает в себя не только способность оперировать символами, абстрактными понятиями, логически мыслить, но и ориентироваться в обстановке, решать задачи с конкретными объектами. Благодаря тому, что методика состоит из вербальной шкалы и шкалы действия (невербальной), можно получить три итоговые статистические оценки: общую, вербальную и невербальную - с соответствующими интеллектуальными коэффициентами. Вербальная шкала состоит из 6 заданий:

1) задание на общую осведомленность включает 30 вопросов и выявляет запас знаний, память на отдельные события и интересы;

2) задание на общую понятливость состоит из 14 проблемных ситуаций, которые обнаруживают объем практических сведений, а также способность оценивать и использовать накопленный ранее жизненный опыт;

3) арифметические задания - серия задач возрастающей сложности, характеризующих умение оперировать числовым материалом, способность к концентрации внимания и кратковременную память;

4) задания на установление сходства между понятиями состоят из 12 пар слов, оценивается способность испытуемого к образованию понятий;

5) «словарь» - список из 40 слов возрастающей трудности, значения которых должны быть определены испытуемым;

6) задание на запоминание ряда цифр от 3 до 9 членов в прямом или обратном порядке характеризует немедленное воспроизведение или кратковременную память.

Шкала деятельности также составлена из 6 заданий:

1) задание на дополнение картинок выполняется на 20 рисунках, в каждом из которых отсутствует одна из существенных деталей - называние недостающей части показывает умение отделить главное от второстепенного;

2) задание на расположение картинок: 1 из 7 в серии картинок представляется в случайном порядке и ее следует расположить в логической последовательности, отражающей динамику изображенных событий. Таким образом, оценивается способность понимать ситуацию в целом, т. е. устанавливать причинно-следственные связи;

3) «составление фигур из кубиков» в соответствии с рядом усложняющихся образцов выявляет аналитико-синтетические способности и возможности пространственной координации и интеграции;

4) задание «складывание объектов» заключается в том, что из отдельных частей требуется составить фигуру человека, лошадь, автомобиль или лицо, т. е. по частичной информации создать целое при значительной свободе выбора решения;

5) задание на координирование осуществляется на ряде треугольников, разделенных пополам. Оно рассчитано на распознавание связи между определенной цифрой и соответствующей фигурой, что выявляет способность к обучению новому материалу;

6) «лабиринты». Нахождение правильного пути в ряде все более усложняющихся лабиринтов позволяет судить о пространственных представлениях.

Результаты выполнения каждого задания оцениваются отдельно, и это дает качественную характеристику различных психических функций, особенно если учитывать способы выполнения различных проб. Разнообразие заданий помогает оценить способности, практически свободные от влияния обучения. Наличие шкалы деятельности позволяет исследовать и детей с нарушениями слуха и речи,

Обращает на себя внимание тот факт, что субтесты, входящие в детскую методику Векслера, по содержанию практически не отличаются от широко применяемых в патопсихологии экспериментально-психологических методик. Это и изучение осведомленности и словарного запаса ребенка, его умения пользоваться знаниями в конкретной ситуации, решение арифметических задач, нахождение аналогий и сходства между понятиями, «последовательные картинки», «кубики Кооса», составление предметов из отдельных частей, корректурные пробы и лабиринты. Для этих патопсихологических приемов довольно четко разработаны пути качественного анализа данных, и экспериментатор имеет возможность вносить в процедуру тестового исследования необходимые изменения и дополнения, направленные на изучение качества нарушения. Используя данную методику, прежде всего, необходимо учитывать и строго фиксировать все индивидуальные особенности испытуемых, характер их поведения во время обследования. Это позволит более точно оценить имеющиеся у них интеллектуальные нарушения и даст возможность установить, какое влияние на процесс выполнения заданий оказывают личностные и другие факторы. Наибольший интерес при проведении специального психологического обследования представляют следующие показатели:

1. Особенности общения ребенка с экспериментатором: легко ли он вступает в контакт, задает ли вопросы и какие, рассказывает что-нибудь о себе и т. д.

Если ребенок излишне застенчив, замкнут, плохо вступает в контакт, целесообразно начать его обследование с невербальной части методики. Яркие кубики, картинки обычно вызывают интерес у ребенка, снимают скованность и страх. Когда ребенок немного привыкнет и включится в работу, можно предложить ему задания вербальной части. При этом не следует торопиться и требовать от него развернутых ответов, нужно лишь выяснить, насколько он понимает, знает различные предметы и явления, умеет обобщать, сравнивать их между собой. При квалификации дефекта необходимо учитывать, что низкие количественные показатели, полученные ребенком по вербальным тестам, в том случае, если нарушается взаимодействие ребенка с психологом, могут являться следствием его застенчивости или заторможенности. Противоположный вариант –чрезмерно общительные дети. Они обычно активно реагируют на все вопросы и задания, часто переспрашивают, уточняют, приводят примеры из собственной жизни и т. д. С одной стороны, все это может послужить дополнительной информацией для экспериментатора, а с другой - увеличивает время обследования, нарушает его ритм. В ряде случаев таких детей следует тактично останавливать, просить отвечать только по существу.

2. Особенности мотивации, вызывают ли задания интерес, какова реакция на неуспех, как ребенок оценивает свои возможности и достижения.

У детей с сильной познавательной мотивацией любое прерывание деятельности может вызвать переживание неуспеха, чувство неудовлетворенности. Поэтому в тех случаях, когда ребенок очень долго ориентируется в задании, ищет наиболее правильное решение и при этом не укладывается в отведенный лимит времени, надо все же позволить ему выполнить задание до конца, но при этом индивидуальный темп работы нужно зафиксировать и учитывать при общей оценке. Количественная оценка должна выводиться стандартным образом.

3. Динамические характеристики деятельности: импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий или заторможенность, медлительность, истощаемость.

Обследование детей с повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью следует проводить в несколько этапов, делая значительные перерывы для отдыха. Такие дети выполняют задания очень медленно и часто не укладываются в отведенное время. Поэтому целесообразно не прерывать ребенка, не ограничивать времени выполнения заданий, чтобы выяснить, способен ли он в принципе справиться с ними, но обязательно учитывать индивидуальное время выполнения. Низкие показатели по субтестам, имеющим временные лимиты, считать следствием замедленного темпа психической деятельности.

4. Особенности внимания: отвлекаемость, переключаемость, колебания внимания, показатели самоконтроля обязательно фиксируются экспериментатором и учитываются при общей оценке деятельности ребенка.

5. Характеристики моторики: быстрота движений, координация, сила мышечного тонуса, точность движений и т. д. могут иметь диагностическое значение при оценке деятельности ребенка с органическим поражением нервной системы.

6. Речевые особенности: несформированность фразовой речи, трудности произношения, неверное употребление слов, оговорки, речевая инертность, нарушение регулирующей функции речи являются важнейшим диагностическим инструментарием, позволяющим получить дополнительные сведения о состоянии познавательной сферы ребенка.

7. Способы выполнения заданий: решает методом проб и ошибок или применяет логические приемы, переносит ли найденный способ на аналогичные задания и т. д. также могут косвенно свидетельствовать о наличии тех или иных когнитивных нарушений.

Таким образом, в отличие от стандартной процедуры тестового исследования, когда отмечается только результат выполнения задания, имеет смысл подробно и тщательно запротоколировать весь ход эксперимента, фиксируя по возможности все, что делает и говорит испытуемый. При этом большое значение имеет тот факт, что практически не нарушается чистота самого теста, так как количественные оценки выводятся стандартным образом, а любые дополнения и изменения, внесенные экспериментатором, используются для качественного анализа полученных данных.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. С какой целью используется обучающий эксперимент?

2. Назовите, известные вам виды обучающих экспериментов.

3. Назовите критерии, по которым оцениваются результаты обучающего эксперимента.

4. Назовите известные вам тесты интеллекта.

5. Назовите преимущества и дайте общую характеристику теста Векслера.

6. Охарактеризуйте вербальную шкалу теста Векслера

7. Охарактеризуйте шкалу деятельности теста Векслера.

8. Назовите качественные параметры, которые оцениваются при проведении специальной психологической диагностики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: