В результате опроса были получены частотные распределения, характеризующие иерархии ценностей у разных групп населения. Многие из этих групп представляют по существу различные субкультуры. В каждом случае приведем иерархию 15 доминирующих ценностей из указанного списка, поскольку было обнаружено практически полное согласие всех указанных групп и слоев относительно 15 ценностей, которые возглавляют список.
Вначале представляется целесообразным привести распределение полученных показателей для всей выборки в целом. Процентный показатель (по столбцу) характеризует ту часть респондентов, которые в соответствии с вопросом выбрали данное слово в качестве одной из девяти основных ценностей. (В силу возможности выбирать не один раз итоговый процент по столбцу превышает 100.)
Все респонденты | % | |
1. | Мир | |
2. | Законность | |
3. | Безопасность | |
4. | Семья | |
5–6. | Стабильность | |
5–6. | Труд | |
7–8. | Справедливость | |
7–8. | Достаток | |
9. | Порядок | |
10. | Могущество | |
11. | Процветание | |
12. | Свобода | |
13. | Любовь | |
14. | Культура | |
15. | Духовность |
Как можно увидеть, в списке в разных местах находятся слова, представляющие один класс и в силу этого связанные по смыслу. Поэтому, прежде чем делать окончательные выводы относительно культурной специфики представлений россиян о важнейших ценностях, следует подсчитать суммарные показатели указанных слов с учетом их общей принадлежности к одному классу и выстроить соответствующую этим показателям иерархию, что и будет сделано ниже.
|
|
Все респонденты | % | |
1. | Мир | 57,0 |
2. | Законность, Безопасность, Порядок (3-й класс)[212] | 45,6 |
3. | Стабильность | 42,0 |
4. | Труд | 42,0 |
5. | Семья, Достаток (10) | 41,5 |
6. | Справедливость | 37,0 |
7. | Могущество (1) | 35,0 |
8. | Процветание (2) | 33,0 |
9. | Свобода | 32,0 |
10. | Культура (9) | 28,0 |
11. | Любовь, Духовность (11) | 27,5 |
Подсчет суммарного для каждого класса процента по всем 38 словам, входящим в итоговый список, представляется в данном случае нецелесообразным, поскольку одно неудачное слово, вошедшее в кластер, может сильно понизить его суммарный процент, невзирая на высокий рейтинг остальных слов. Такой подсчет может заметно исказить истинную иерархию ценностей в сознании респондентов.
Одновременно следует признать, что называние какого-либо слова из класса в качестве одной из основных ценностей вовсе не влечет за собой признания таковыми всех слов, входящих в данный класс. Это следует учитывать, к примеру, в пропагандистской деятельности. Апелляция к слову, занимающему высокое место в иерархии ценностей, вовсе не означает автоматической его подмены другими словами, входящими вместе с ним в один класс, несмотря на их явную близость по смыслу. Эти слова могут иметь только вспомогательную функцию, позволяющую лишь подкрепить ту пропагандистскую линию, которая выстраивается вокруг ключевого слова.
|
|
Что же касается представленной иерархии, то следует отметить, что уставшее от нестабильности последних лет общество высоко ценит все, что связано со спокойным, мирным существованием, возможностью жить и работать без потрясений. К сожалению, данное исследование, как изначально ориентированное на изучение ценностей в рамках одной культуры, не позволяет прямо сравнивать полученную иерархию с иерархиями ценностей людей, живущих в других странах. И хотя очевидно, что многие из указанных ценностей являются общими для большинства населения мира, их порядок, отражающий степень их значимости и зависящий от условий существования людей, может оказаться различным.