Высшие мозговые функции и проблемы переработки информации

Уникальная способность человека к речи и мышлению, пред­метному восприятию (гнозис) и действиям с предметами (прак­сис), а также их расстройства при очаговых поражениях мозга всегда были в поле зрения врачей. По мере совершенствования структурно-функциональных представлений о мозге, законах нервной деятельности, биолого-социальной природе человека, законах человеческой психики, строении языка представления о гнозисе, праксисе, речи и мышлении усложнялись, перестраива­лись и получали освещение в смежных научных дисциплинах, в первую очередь физиологии, психологии и лингвистике. Соот­ветственно клиническая семиотика агнозий, апраксий и афазий расширялась, а представления о классификационных принципах этих расстройств, значении соответствующих синдромов для топической и нозологической диагностики, целесообразных ме­тодах исследования больных изменялись.

Иерархический принцип в строении высших мозговых функций. Способности человека к речи и мыш­лению обеспечиваются в первую очередь особо развитой у него корой головного мозга. Поэтому еще сравнительно недавно в неврологии употреблялся термин «высшие корковые функции», хотя уже тогда было ясно, что активность коры мозга и, следо­вательно, функции речи и мышления невозможны без активности стволово-подкорковых структур. Затем стали предпочитать термин «высшие мозговые функции». Однако как кора не функциониру­ет без стволово-подкорковых структур, так и высшие мозговые функции не существуют без низших мозговых функций. Высшие мозговые функции надстраиваются над низшими в фило- и онто­генезе, реализуясь через посредство низших психических функ­ций в поведенческих актах. Следовательно, высшие мозговые функции имеют такое же иерархическое строение, как и другие функции ЦНС (чувствительные, двигательные, вегетативные и др.).

Условнорефлекторныи механизм высших моз­говых функций. Большой вклад в учение о высших мозго­вых функциях внесла отечественная физиология. В трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности человека освещен условнорефлекторный механизм высших мозговых функций. Такой механизм, форми­рующийся на основе врожденных безусловных рефлексов, объ­ясняет индивидуальную вариабельность высших мозговых функ­ций. Необходимо учитывать индивидуальные особенности функций гнозиса, праксиса, речи и мышления в диагностической прак­тике. Так, аграмматизм в устной и письменной речи может быть проявлением не очаговой патологии (афазии), а функцио­нального недоразвития некоторых мозговых структур.Социальные факторы в происхождении выс­ших мозговых функций. По своему происхождению эти функции являются общественно-историческими, а в индивидуаль­ном развитии ребенка формируются после его рождения и только под воздействием социальной среды: общекультурной и языко­вой, приобретая при этом национально-специфические черты. Значение возраста больного для оценки сос­тояния высших мозговых функций. Так как лич­ность овладевает языком и культурой на протяжении многих лет, вступая в усложняющиеся виды деятельности (эмоциональ­ное общение со взрослыми, игра с предметами, социально-роле­вая игра, школьное обучение, производственно-профессиональ­ная активность, эстетическое творчество и др.), то нормальная для современного взрослого человека структура высших мозго­вых функций формируется не сразу. Поэтому то, что является отклонением от нормы или патологией у взрослого человека, у ребенка часто следует расценивать как этап развития высших мозговых функций. Так, у дошкольников можно наблюдать такую возрастную недостаточность пространственных ориентировок или фонематического анализа слов, которые у школьников и тем более у взрослых указывают на очаговую патологию коры мозга.

Функциональная система высших мозговых функций. Постепенно формируясь в разных видах деятель­ности, эти функции образуют одну из сложнейших функциональ­ных систем, общие закономерности которых были изложены в трудах П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Психологически содержательными элементами системы высших мозговых функ­ций служат различные целевые действия и адекватные условиям их выполнения операции.

Диагностируя расстройства высших мозговых функций, необ­ходимо определить топику очагового поражения мозга, привед­шего к той или иной патологии, применяя системный анализ патологических синдромов высших мозговых функций.

Метод системного анализа высших мозговых функций был введен в неврологию А. Р. Лурия. Этот метод предполагает, во-первых, отказ от идей как узкого локализационизма, так и равнозначности корковых полей. Во-вторых, системный анализ высших мозговых функций требует использования специальных методик: нейропсихологических и нейролингвистических. Соглас­но современным представлениям, высшие мозговые функции являются функциональной системой со сложным иерархическим строением: они условнорефлекторны по своему механизму, имеют общественно-историческое происхождение и развиваются у каж­дого индивидуума после рождения и только в социальной среде под воздействием культуры данного общества, в том числе язы­ковой. Для клинического исследования высших мозговых функ­ций необходимо применять специальные нейропсихолингвистические методики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: