В этом возрастном периоде отмечаются:
1 развитие и усложнение эмоций;
2 комплекс оживления угасает;
3 разнообразная вплоть до тонкой мимики сенсорная речь;
4 понимание простых команд;
5 появление простых слов;
6 сюжетные игры.
Мышечный тонус, сухожильные рефлексы остаются без изменений по сравнению с предыдущим этапом и на протяжении дальнейшей жизни.
Безусловные рефлексы угасли все, угасает сосательный рефлекс.
Двигательные навыки:
1 совершенствование сложных цепных рефлексов на вертикализацию и произвольные движения;
2 способность стоять с опорой; переходит к попыткам стоять без поддержки, самостоятельно;
3 появление нескольких самостоятельных шагов, дальнейшее развитие ходьбы;
4 повторные действия с предметами («заучивание» двигательных паттернов), которые можно
5 рассматривать как первый шаг в направлении формирования сложных автоматизированных движений;
6 целенаправленные действия с предметами (вкладывание, надевание).
7 Становление походки у детей очень вариабельно и индивидуально. Проявления характера и личности наглядно демонстрируются в попытках стоять, ходить и играть в игрушки. У большинства детей к началу ходьбы исчезают рефлекс Бабинского и нижний хватательный.
8 Координация: незрелость координации при принятии вертикального положения, приводящая к падениям.
9 Совершенствование мелкой моторики: захват двумя пальцами мелких предметов; появляется противопоставление большого пальца и мизинца.
На 1-м году жизни ребенка выделяют основные направления двигательного развития: позотонические реакции, элементарные движения, ползание на четвереньках, умение стоять, ходить, сидеть, хватательные способности, восприятие, социальное поведение, издавание звуков, понимание речи. Таким образом, в развитии выделяется несколько стадий.