Прикус — положение зубов верхней и нижней челюстей при их смыкании. Нормальным считается П., при котором во время смыкания челюстей верхний ряд зубов соприкасается с соответствующими зубами нижнего ряда, при этом нижние передние зубы частично прикрываются верхними, так как в норме верхняя челюсть несколько больше нижней и слегка выступает вперед.
Аномалии П.: прогнатия, прогения, открытый передний П., открытый боковой П., перекрестный и др.
Устранение аномалий П. производится методами орто-донтии.
Прикус боковой открытый — неправильное строение челюстей, которое выражается в искривлении их боковых частей или деформации боковых зубов. Это приводит к тому, что между боковыми (коренными) зубами имеется промежуток, а передние зубы (резцы) соприкасаются друг с другом. Такая аномалия зубочелюстной системы нередко приводит к боковому сигматизму и ротацизму. Устраняется аномалия П. методами ортодонтии.
Прикус передний открытый — неправильное строение челюстей, которое выражается в искривлении (нередко после рахита) челюстей в передней части. Это приводит к образованию промежутка между передними зубами (резцами), в то время как коренные зубы смыкаются нормально. Такая аномалия нередко сопровождается межзубным сигматизмом. Устраняется методами ортодонтии.
|
|
Приступ — экскурсия, первая фаза артикуляции, когда органы речи переходят от того или иного предшествующего положения к положению, необходимому для артикуляции данного звука.
Прогения (от греч. pro — вперед, geneion — подбородок) — неправильный прикус (соотношение зубных рядов) нижней челюсти. Аномалия, характеризующаяся значительным выступанием нижней челюсти вперед и отсутствием контакта передних зубов при смыкании челюстей. П. предрасполагает к нарушению артикуляции главным образом свистящих и шипящих звуков, приводит к сигматизму.
Прогнатия (от греч. pro — вперед, gnathos — челюсть) — неправильный прикус (соотношение зубных рядов). Аномалия прикуса, характеризующаяся значительным выступлением верхней челюсти вперед и отсутствием контакта передних зубов при смыкании челюстей. Так же, как и прогения, предрасполагает к нарушениям1 артикуляции, главным образом к сигматизму.
Произношение — фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Фонетическое оформление речи невозможно без навыков речевого дыхания, голосообразования, артикуляции и их сочетаний, словесного ударения, фразовой интонации и соблюдения норм орфоэпии.
Пропедевтическое обучение детей с отклонениями в психофизическом развитии — система занятий, направленных на пробуждение у учащихся познавательного интереса подготавливающих к изучению учебных предметов. Цель периода П.о. — приобретение детьми первоначальных, необходимых для усвоения знаний, умений, элементарных навыков культуры поведения. В период П.о. проводится всестороннее обследование, изучение детей для определения плана коррекционно-воспитательной работы с ними.,
|
|
Проприорецепторы (от лат. proprius —! собственный, receptoi— принимающий) — специализированные окончания чувствительных нервных волокон, расположенные в скелетных мышцах, сухожилиях и связках.
Раздражение П. вызывают так называемые проприоцептивные рефлексы. Простейший пример проприоцептивного рефлекса — сухожильный рефлекс.
Проприоцептивные рефлексы играют важную роль в осуществлении и координации движений.
Пропульсия — непроизвольное движение вперед.
Протанопия (от греч. protos — первый, anopia — невидение) — врожденная частичная цветовая слепота, пре-1 имущественно на красный цвет. Лица, страдающие П., 1 не отличают светло-красных оттенков от темно-зеленых, голубых и синих от пурпурных и фиолетовых. Этот вид расстройства цветового зрения долгое время называли дальтонизмом (по имени английского ученого, химика и физика Дальтона, страдавшего этим pacстройством и описавшего его).
П. может быть врожденной и приобретенной вследствие заболеваний и повреждений сетчатки глаза, зрительных путей и головного мозга.
П., как и другие нарушения цветоощущения, является препятствием для выбора ряда профессий.
Профессиональная адаптация — процесс социального, профессионального, психофизиологического приспособления к новым условиям трудовой деятельности, внутриколлективным отношениям и т. д.
Профессиональное образование детей с отклонениями в психофизическом развитии — совокупность знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения работы в определенной области трудовой деятельности. Первоначальную профессиональную подготовку учащиеся получают в специальной общеобразовательной школе. Окончившие ее дети могут повысить свою квалификацию или приобрести новую специальность в учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих (или слепых) и профессионально-технических училищах.
Среднее профессиональное образование учащиеся спецшкол могут получить в средних специальных учебных заведениях: индустриальных, транспортных, сельскохозяйственных техникумах, педагогических, медицинских, художественных училищах и др.
Высшее профессиональное образование учащиеся спецшкол могут получить в высших учебных заведениях после окончания техникума или спецшколы, соответствующей полной средней общеобразовательной школе.
Профилактика (от греч. prophylaktikos — предохранительный) — система мероприятий по предупреждению заболеваний. Велика роль П. в охране детства. П. выражается в систематическом врачебном наблюдении за детьми в дошкольных учреждениях, школах, за детьми, воспитывающимися дома.
Перед дефектологией ставятся следующие задачи: а) предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психофизическом развитии; б) предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов — вторичная профилактика; социально-трудовая адаптация лиц, страдающих дефектами, — третичная профилактика.
Псевдобульбарный паралич детский — центральный паралич мимико-артикуляционной мускулатуры обусловленный двусторонним поражением проводящих путей, идущих от коры мозга к ядрам языко-глоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного нервов (IX, X, XI, XII пары черепно-мозговых нервов).
Псевдоголос (греч. pseudos — ложь) — голос лиц с удаленной (экстирпированной) гортанью. П. образуется от колебания сближенных стенок верхнего отдела пищевода под воздействием воздуха из нижнего отдела пищевода или желудка. Путем специальных упражнений удается достичь удовлетворительного звучания П,
|
|
Психастения (от греч. psyche — душа, asthenia — слабость) — болезненное состояние, характеризующееся некоторыми специфическими чертами личностей (нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, застенчивость, мнительность, тревожность). Выраженные формы П. у детей встречаются редко, наблюдаются лишь отдельные черты характера. Воспитание таких детей требует специальных коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на преодоление робости, мнительности, неуверенности.
Психиатрия детская — отрасль психиатрии, изучающая психопатологические проявления в связи с основными закономерностями возрастного развития ребенка. Развитие П. имеет большое значение для дефектологии.
Психика (от греч. psyche — душа) — свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной реальности в форме ощущений, представлений, мыслей, чувств, волевых действий и т. п.
Под влиянием внешних условий, социальной среды П. человека изменяется. Для психического развития ребенка большое значение имеют воспитание и обучение. П. детей с отклонениями в психофизическом развитии, по сравнению с нормальными, отличается целым рядом особенностей.
Психическая депривация (от deprivation — потеря чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо потребности) — психическое состояние, возникающее в результате особых жизненных ситуаций, приводящих к недостаточному удовлетворению основных психических потребностей. П.д. может оказать влияние на возникновение психических нарушений. Психическое развитие ребёнка с ограниченными возможностями — совершенствование психической деятельности и усложнение ее содержания на протяжении детского возраста, подчиненное общим законам развития психики нормальных детей, а также обусловленное имеющимся у ребенка дефектом.
|
|
Первичный дефект ребенка (нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) вызывает многообразные и сложные вторичные нарушения, изменения в его психике-Особенности нарушения физического и психического развития ребенка влияют на весь процесс и конечный результат его познавательной деятельности. Аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию формирования личности ребенка.
В психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеют специальное воспитание и обучение. Воспитательная работа а ребенком с ограниченными возможностями проводится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе. По мнению Т. А. Власовой, целью дефектологии является определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений.
Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, называется коррекцией. Корригируются отдельные дефекты и личность ребенка с ограниченными возможностями.
В психическом развитии детей с ограниченными возможностями используются их компенсаторные возможности. Компенсаторное П.р. ребенка с отклонениями в развитии осуществляется за счет перестройки, замещения нарушенных или недоразвитых функций организма. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности ребенка.
Психическая нагрузка — рабочая нагрузка, предъявляющая требования к психическим функциям человека в связи с характером работы, заключающаяся в приеме и переработке информации; по характеру вовлекаемых функций различают сенсорную (анализаторную), эмоциональную и мыслительную (интеллектуальную) П.н.
Психический недостаток — временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании психики человека, включая сенсорные нарушения, аутизм, умственную отсталость и специфические трудности в обучении, подтвержденный в установленном порядке.
Психический статус — описание состояния психики человека, включающее в себя его интеллектуальные, эмоциональные, характерологические особенности, поведение и деятельность.
Психоаналептики (от греч. psyche — душа, analeptikos — укрепляющий, восстанавливающий) — психостимулирующие средства.
Психоанализ — разработанный 3. Фрейдом в конце XIX — начале XX в. метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
Психогении (от греч. psyche — душа, genesis — происхождение) — психические расстройства, вызванные и обусловленные психическими травмами тяжелыми переживаниями.
Психогенный — обусловленный психической травмой.
Психогигиена и психопрофилактика — раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий на психическое здоровье человека и разрабатывающий меры для его сбережения, укрепления и предупреждения возникновения психических заболеваний; сами эти меры.
Психогимнастика — одна из форм психотерапии, при которой главным средством коммуникации является двигательная экспрессия. Она требует от участников группы выражения эмоций с помощью мимики, пантомимики.
Психодиагнбстика (от греч. psyche — душа, diagnostikos — способный распознавать) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психозы (от греч. psyche — душа) — расстройства психической деятельности, проявляющиеся в нарушении отражения реального мира, а также в изменении поведения. В основе П. лежат расстройства высшей нервной деятельности. Причинами П. являются острые и хронические инфекции, травмы головного мозга, интоксикации, опухоли и сосудистые заболевания головного мозга, психические потрясения, в некоторых случаях — отягощенная наследственность. Основные симптомы: бредовые идеи, галлюцинации, изменения сознания, расстройства мышления, памяти, слабоумие, нарушения настроения и поведения.
Психокоррекция — целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами.
Психолингвистика (от греч. psyche — душа, фр* linguisti-que от лат. lingua — язык) — сравнительно новая научная область на стыке психологии и лингвистики, предметом которой является устройство и функционирование речевых механизмов человека в плане их соотнесения со структурой языка.
Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение, слово) — наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Психология специальная — раздел психологии, изучающий психологические особенности разных групп аномальных детей. Цель П.с. — изучение закономерностей психического развития, формирования личности у разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья под воздействием специального обучения и воспитания (психология умственно отсталых, психология глухих, психология слабослышащих, психология слепых, психология слабовидящих, психология слепоглухонемых детей, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речи).
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ПМПК) — межведомственный, постоянно действующий орган. ПМПК, который создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные образовательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии. ПМПК разрабатывает и реализует комплекс мер, способствующих абилитации, реабилитации, социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Психомоторика (от греч. psyche — душа, motor — приводящий в движение) — совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека.
Психоневрология — раздел медицины, включающий в себя психиатрию и неврологию и изучающий пограничные их разделы: неврозы, психопатии и т. п., а также психогигиену и психопрофилактику.
Психопатия (от греч. psyche — душа, pathos — болезнь) — патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к измененным условиям внешней среды, неумении подчиняться требованиям, в повышенной реактивности.
Причины формирования психопатической личности разнообразны, отражают взаимодействие органических и специальных факторов.
В детском возрасте выделяют четыре основные группы психопатических состояний: 1) органическая П.; 2) П. вследствие врожденной недостаточности отдельных мозговых систем; 3) психопатоподобные состояния; 4) патология развития личности.
Психопатология (от греч. psyche — душа, pathos — болезнь) — отрасль медицины, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.
П. подразделяется на общую и частную. Общая П. изучает отдельные симптомы психических расстройств, причины их появления, закономерности развития. Частная П. (психиатрия) изучает отдельные психические заболевания и их лечение.
Психопатоподобньш состояния — болезненные нарушения характера, возникающие на почве травм и инфекционных заболеваний ц.н.с, перенесенных в детском возрасте. Проявляются в повышенной раздражительности, двигательной расторможенности в сочетании со сниженной работоспособностью. В отличие от психопатии не затрагивают основных структур личности и в меньшей мере снижают социальную адаптацию. В некоторых случаях затруднена дифференциальная диагностика от психопатий.
Психотерапия (от греч. psyche — душа, therapeia — лечение) — лечение психическим воздействием. Психологическое воздействие на больных с целью лечения или коррекции их поведения. Используются разные виды П.: П. аналитическая, П. коллективная, П. малая, П. раскрывающая, П. рациональная, П. суггестивная, П. эмоциональная.
Психотерапевтический метод широко используется в учреждениях для детей с отклонениями в психофизическом развитии.
Психофармакология — раздел фармакологии, изучающий влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека и применение в психиатрии веществ, действующих на высшие отделы и функции ц.н.с.
Психофизиология — пограничная область психологии, изучающая нервные механизмы психической деятельности. П. применяет для исследования психических явлений физиологические методы: регистрацию вегетативных реакций, биотоков мозга и мышц, регистрацию электрической активности различных отделов мозга и др.
Птоз (от греч. ptosis — падение) — опущение верхнего века. П. может быть врожденным и приобретенным, бывает чаще двусторонним.
Термин «птоз» применяется также для обозначения ощущения какого-либо органа.
Р
Развивающее обучение - особая образовательная технология, направленная на формирование механизмов мышления учащихся, при которой учащиеся из объекта педагогического воздействия превращаются в субъект познавательной деятельности. Процесс Р.о. и воспитания детей с отклонениями в развитии осуществляется при использовании запаса потенциальных возможностей, формирующихся функций ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью педагога — зоны ближайшего развития. По словам Л. С. Выготского, «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития».
Развитие — изменение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате накопления количественных изменений, приводящих к качественным преобразованиям.
Психическое и физическое Р. человека совершается | по общим законам Р. Р. аномальных детей совершается по общим законам детского развития, вместе с тем в зависимости от дефекта ребенка Р. имеет свои особенности. Существенное значение в Р. аномальных детей имеют воспитание и обучение, направленные на возможно более полную компенсацию и коррекцию отклонений в Р., возникающих как следствие имеющихся у детей аномалий.
Раздражимость — присущая живым объектам способность отвечать на воздействия факторов окружающей или внутренней среды изменением своего состояния или деятельности.
Раздражитель — фактор окружающей или внутренней среды, вызывающий состояние возбуждения раздражимых структур. Р. адекватный, Р. болевой, Р. вкусовой, Р. звуковой, Р. интероцептивный, Р. подпо-роговый, Р. неадекватный, Р. неспецифический, Р. обонятельный, Р. тактильный, Р. патологический, Р. проприоцептивный.
Растормаживание — прекращение состояния внутреннего торможения в коре больших полушарий головного мозга под влиянием постороннего раздражителя.
Расщелины губы — аномалия строения губ (обычно верхней), часто сочетается с расщелиной нёба. Р.г. может быть односторонней и двусторонней. Врожденные расщелины верхней губы бывают скрытыми, неполными: а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа. В случаях полной Р.г. (расщелина проходит через всю губу и соединяется с носовым отверстием) в раннем возрасте применяется хирургическое лечение и при необходимости ортодонтическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи.
Расщелины нёба — аномалии строения твердого и мягкого нёба. Врожденные аномалии возникают вследствие вредностей, действующих в течение 5—10 недели эмбриональной жизни (А. Г. Ипполитова). Форма и величина расщелины разнообразны.
Регенерация — процесс восстановления прежнего состояния, восстановления организмом утраченных органов, тканей.
Регресс (в дефектологии) — деградация некоторой функции, ее возврат на более низкий уровень развития. Может носить как временный (вызванный, например, соматическим заболеванием в раннем возрасте), так и стойкий характер (связанный с серьезным повреждением функции, например возврат к автономной речи при РДА или к детским формам поведения при гебефрении). Р. подвержены менее зрелые функции. Его следует отличать от распада, т. е. грубой дезорганизации функции. РедубликАция — повторение.
Резонатор — приспособление, служащее для усиления звука. У человека резонаторами являются различные полости (в частности, полость рта, носа, гортань, грудная клетка и др.). В зависимости от изменяющейся их величины и формы меняется окраска звука.
Резонёрство — склонность к длинным рассуждениям отвлеченного и нравоучительного характера.
Резус-фактор — особое антигенное вещество, впервые обнаруженное в 1937—1940 гг. в крови обезьян macacus-rhesus. У большинства людей (85%) в крови содержится резус-фактор, т. е. они являются резус-положительными. Люди, в крови которых этот фактор отсутствует, называются резус-отрицательными. Установлено, что Р.-ф., как и другие особенности крови, постоянен и обладает значительной способностью к иммунизации.
Если резус-отрицательная женщина беременна резус-положительным плодом, то у плода развивается гемолиз, т. е. растворение эритроцитов, в результате чего могут возникнуть гемолитическая болезнь новорожденных и различные мозговые поражения.
Всем беременным женщинам профилактически исследуют кровь на резус-фактор. В настоящее время разработаны медицинские мероприятия, предотвращающие тяжелые последствия несовместимости по резус-фактору крови матери и ребенка.
Релаксация — (от лат. relaxatio — облегчение, расслабление) — состояние покоя, расслабленности, наступающее при отходе ко сну, а также после сильных переживаний или физических усилий. Р. называется также полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений (наиболее распространенный способ достижения Р. — аутогенная тренировка). В логопедии разрабатываются специальные приемы обеспечения Р. мышц речевого аппарата, необходимой для проведения упражнений по коррекции речевых нарушений. Для устранения заикания, которое имеет невротическую природу, погружение в Р. является одним из важных условий эффективности коррекционной работы и средством психотерапии, облегчающим снятие нервно-психического напряжения.
Рельефное рисование, черчение — учебные предметы в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями зрения.
Рельефные карты — учебные географические и исторические карты для школ слепых, выполняемые в рельефе для осязательного восприятия.
Рельефный глобус — модель земного шара, приспособленная для осязательного восприятия слепыми.
Рельефный шрифт — специальный объемный шрифт, созданный для чтения и письма.
Реминисценция (от лат. reminiscentia — воспоминание) — в психологии улучшение воспроизведения запоминаемого материала (по полноте и содержательности) через некоторое время (через 2—3 дня) после его запоминания.
Р. возникает при снятии охранительного торможения, явившегося результатом утомления при запоминании материала.
Р. часто наблюдается у детей дошкольного возраста; у школьников чаще, чем у взрослых.
Респираторный (от лат. respiratio — дыхание) — дыхательный.
Ретардация (от лат. retardatio — замедление, задержка) — незавершенность отдельных этапов развития, при которой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными. Характерна для олигофрении и ЗПР. Например, Р. Е. Левиной в 1936 г. описаны примеры общего речевого недоразвития, когда происходит не своевременный переход от автономной речи к обычной, а расширение самой автономной речи.
Ретропульсия — насильственное движение кзади.
Рефлекс (от лат. reflexus — отражение) — реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы.
Р. делятся на две основные группы: безусловные и условные. Выделенный И. П. Павловым ориентировочный рефлекс вызывается действием новых раздражителей или изменением старых.
Рефлексы патологические — рефлекторные реакции, отсутствующие у здоровых людей и возникающие при органических заболеваниях нервной системы, когда поражается центральный двигательный путь (пирамидный). Р.п. могут быть разгибательными и сгибательными. К разгибательным Р.п. относятся рефлекс Россолимо, рефлекс Бехтерева.
Рефлексогенная зона — область тела, например участок кожи, слизистой оболочки, сосудистой стенки, в пределах которой расположены рецепторы одного типа раздражителя, приводящего к возникновению определенных рефлексов.
Рефлекторная дуга — совокупность нервных образований, необходимых для осуществления безусловных и условных рефлексов. Р.д. состоит из рецептора; центростремительных нервных волокон (афферентный путь), по которым возбуждение передается в ц.н.с; нервных центров, участвующих в осуществлении данного рефлекса; центробежных нервных волокон (эфферентный путь), по которым импульсы, возникающие в нервных центрах, передаются в различные органы; эффектора, осуществляющего тот или иной вид деятельности.
Рецептивная речь — понимание речи других людей. Им-прессивная речь.
Рецепторы (от лат. recipere — получать) — периферические нервные образования различных органов чувств — воспринимающая часть анализатора.
Рецидив (от лат. recidivus — возвращающийся) — повторение, возврат болезни после кажущегося ее исчезновения.
Речевая карта — основной документ, характеризующий состояние речи ребенка, поступившего в логопедическое учреждение.
Речевая карта заполняется логопедом при обследовании ребенка. В нее заносятся паспортные данные ребенка, заключения психоневролога, оториноларинголога и др.; сведения о пренатальном, натальном и раннем постнатальном периодах развития ребенка; данные о ходе речевого, общего физического, психического и моторного развития ребенка; жалобы родителей на речь ребенка; состояние артикуляционного аппарата; отмечаются особенности фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи; фиксируются дефекты устной, а у школьников и письменной речи. В конце речевой карты логопедом формулируется развернутое заключение.
Речев6й аппарат —система органов, принимающих участие в речеобразовании. Различают центральный отдел речевого аппарата и периферический. В состав периферического отдела Р.а. входят исполнительные органы голосообразования и двигательные нервы. Центральный отдел Р.а. находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов. В периферическом Р.а. выделяют 3 отдела: дыхательный, голосовой и артикуляционный.
Речевые кинестезии — двигательные ощущения, определяющие явление обратной связи в психофонетической организации речевого механизма.
Реэдукция слуха (от лат. re — приставка, обозначающая возвращение, educatio — воспитание) — лечение глухоты и тугоухости слуховыми упражнениями, развитие слухового восприятия посредством специальных упражнений.
Ригидность (от лат. rigidus — жесткий, твердый) — оцепенение, отсутствие гибкости, податливости.
Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речеобразования резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит в результате неправильного направления голосовой и дыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба или расстройства функции мягкого нёба. Различают три формы Р.: открытую, закрытую, смешанную.
Риноскопия (от греч. rhinos — нос, skopea — смотрю) — метод осмотра полости носа с использованием искусственного источника света. Носовая полость осматривается без инструмента и с помощью носорасширите-лей, маленького зеркала.
Ринофония (от греч. rhinos — нос, phone — звук) — гнусавость.
Ритмика (от греч. rhythmicos — равномерный, размеренный) — система физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.