Глоссарий

Выбор объекта – выявление адреса реальной искомой ситуации, конкретного объекта действительности, о котором журналист будет писать; обеспечение выработки тематической заявки, проекта будущей темы.

Документ – информация, запечатленная на любом носителе, на любом языке, имеющая семантическую ценность.

Идея – главная мысль, вытекающая из целостного восприятия журналистского произведения. Идея журналистского произведения носит программный характер, предстает перед читателем как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы.

Интенсивный путь развития творческого потенциала – в процессе мобилизации функционального потенциала для решения значимых для личности задач, связанных с эмоциями, потребностями, установками, целями и задачами, стоящими перед личностью.

Источник информации – человек или предмет, который передает информацию. Различают первоисточники и второисточники.

Модель – образ предмета или явления, который создается журналистом мысленно или схематически условно для использования в качестве замещения реального предмета или явления.

Образный ориентир – эмоционально озвученный «образ разумного действия».

Предмет журналистской деятельности – это требующая переработки информация об окружающем мире в реальной конкретной области, обладающая определенной степенью насыщенности. Носит многоаспектный характер – одному и тому же объекту могут соответствовать несколько различных предметов.

Предмет журналистского творчества – реальная конкретная ситуация в определенном аспекте избранной для обсуждения в средствах массовой информации проблемы.

Предметная сфера деятельности журналиста проявляется в тематическом своеобразии выступлений автора и может трактоваться как тематическая сфера.

Проблема – вопрос, который требует немедленного разрешения или выработки линии решения. В основе проблемы лежит противоречие, которое отражает разные уровни представлений о желаемом будущем.

Проблематика – идейное осмысление автором тех социальных аспектов, которые он отразил в произведении. Автор выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемого, которые он, исходя их своего идейного миросозерцания считает наиболее существенными.

Реализация творческого потенциала – рефлексивно-творческое усилие.

Стратегия жизнепорождения – стратегия постоянного наращивания творческого потенциала, при которой человек постоянно ставит для себя далекие цели, раздвигая этим горизонты своего развития и предпринимает творческие усилия для воплощения своих мечтаний.

Творческий потенциал – психоэнергетическое напряжение, возникающее между устремлениями, возможностями и реальной жизнью человека.

Творческий потенциал журналиста – система личностных способностей журналиста (публициста), в которую включается изобретательность; воображение; критичность ума; открытость ко всему новому, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности, побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.

Творческое решение задачи в журналистике – это открытие «нового поля деятельности», т.е. обогащение, развитие предмета. Который осваивает журналист. В предмете обнаруживается столкновение внутренне противоречивых свойств и, как следствие – рождение нового качества.

Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора; круг жизненных явлений, отражаемых журналистом. Тема всегда есть обозначение конкретной реальной ситуации, взятой в отношении к масштабной общественной проблеме под определенным углом зрения.

Тематическая специализация – признак авторской индивидуальности. Нацеленность на одну или несколько родственных тем ведет к всестороннему раскрытию творческого потенциала автора.

Устанавливаемые характеристики журналистского текста, в которых отражается предметные особенности творческого процесса журналиста: тема, идея, образный ориентир.

Факт – результат обобщения знаний о мире, как абсолютное, объективное знание, очищенное от авторского мнения, отношения, оценок. Наиболее адекватная языковая форма, представляющая в языке факт – это простое предложение, лишенное средств выражения субъективно-модальных значений.

Экстенсивный путь развития творческого потенциала – в процессе созревания личности, социобиологического развития, обучения, целенаправленной тренировки и т.д.


[1] Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.: «Гендальф», 1998.С.49-62.

[2] Здесь и далее для всех тестов этого раздела в основу положена «Методика по изучению творческого мышления» Галфорда и Торренса в модификации Б.С.Туник, Д.Б.Богоявленской, Т.А.Барышевой. Адаптация к профессиональному обучению студентов-журналистов Е.С.Дорощук.

[3] Тест модифицирован нами с учетом особенностей журналистской деятельности.

[4] Мы модифицируем этот показатель как оперативность.

[5] Использована методика, предложенная В.Г.Рындак и А.В.Москвиной.// В кн.: Личность. Творчество. Развитие. – М., 2001.

[6] Тест разработан Г.С.Мельник и А.Н.Тепляшиной (2004). Цит. по: Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С.241-245.

[7] Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. – М., 2000.

[8] Личность. Творчество. Развитие. Авт.-сост.: Рындак В.Г., Москвина А.В. Под ред. Рындак В.Г. – М., 2001. – С.79.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: