Архитектуре классицизма присущи:!
четкость и геометризм форм,!
симметрично-осевые композиции,!
логичность планировки,!
сочетание стены с ордером и сдержанным декором.!
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества
как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.!
1. Площадь Вогезов (королевская площадь). Арх. К.Шантийон. Париж.!
2. Дворец Во-ле-Виконт. Арх. Л.Лево. Франция.!
3. Отель Субиз (Сюбиз).!
4. Луи Лево. Колледж четырех наций. Париж.!
5. Лувр (королевский дворец). Восточный фасад, так называемая «Колоннада Лувра». Арх.
Л.Лево и К.Перро. 1667—73.!
Восточный фасад Лувра (иначе называемый Колоннадой) являет собой яркий образец
французского классицизма. Воплощает строгость и торжественность, масштабность и
предельную простоту.!!
Жюль Ардуэн-Мансар родился в Париже 16 апреля 1646 г. Учился у своего двоюродного
деда Франсуа Мансара. В 1675 г. Людовик XIV назначил Ардуэн-Мансара придворным
архитектором. Первым заказом молодого зодчего стала перестройка замка Сен-Жермен-
ан-Ле. С 1678 г. Ардуэн-Мансар руководит строительством дворцово-паркового ансамбля
Версаля. Его авторству принадлежат: королевская капелла (1689—1710), южное (1682) и
северное (1685) крылья королевского дворца, парковый фасад, ряд интерьеров (совместно
с Ш. Лебреном), в т.ч. Зеркальная галерея с залами Мира и Войны (1678—86), дворец
Большой Трианон (1687).!
Ардуэн-Мансар является автором планировки и застройки восьмигранной Вандомской
площади (1685—1701), при строительстве которой был выработан широко
распространившийся впоследствии тип фасада с арками на цокольном этаже, пилястрами
большого ордера, объединяющими второй и третий этажи, и мансардным этажом под
высокой крутой кровлей. Ему же принадлежит авторство еще одной парижской площади
— площади Побед, круглой в плане, которая была задумана как триумфальная.!
Одна из крупнейших работ Ардуэн-Мансара — Собор Дома инвалидов в Париже
(1680—1706), представляющий собой огромную купольную ротонду и считающийся одним
из самых совершенных сооружений французского классицизма.!
Умер Ардуэн-Мансар в Марли близ Парижа 11 мая 1708 г.!!
!
Собор Дома инвалидов в Париже. 1680—1706!
Высота 107 м!
Париж, Франция.!
Собор Дома инвалидов, представляющий собой огромную купольную ротонду, — одно из
наиболее значительных монументальных сооружений XVII в. в Париже. Фасад собора —
образец изящества и симметрии. Центральная часть фасада выступает вперед и
акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором; по
сторонам фасад украшен статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и
Куазевокса. Собор венчает 27-миметровый (в диаметре) купол, покоящийся на
двухъярусном барабане, который оформлен парными колоннами на первом этаже и
большими полукруглыми окнами на втором. Собор Дома инвалидов стал важной высотной
точкой Парижа, его мощный купол, декорированный военными трофеями, значительно
изменил панораму города.!!
!
При короле Людовике XIV Версаль становится фактически столицей Франции. Дворцово-
парковый ансамбль Версаля. 1661 – 1689.!
Арх. Л.Лево (1612—1670), А.Ленотр (1613—1700), Ф.Орбэ, Ж.А.Мансар (1646—1708).!
В результате грандиозной реконструкции королевский доворец превратился в
великолепный дворцово-парковый ансамбль, который стал вершиной развития
классицизма во французской архитектуре XVII в.!
Версальский комплекс — это грандиозная парадная резиденция французских королей,
возведенная недалеко от Парижа (18 км).!
Для Версаля характерны:!
- строгость наружных форм!
- пышность интерьеров.!
-!
- Дворцово-парковый ансамбль Версаля. 1661—89. Зеркальная галерея была возведена
и декорирована архитектором Ж.А.Мансаром.!
Декоративные работы в Версале возглавлял Шарль Лебрен – первый живописец короля.!!
Вандомская площадь в Париже. 1685—1701.!
Небольшой замкнутый четырёхугольник площади со срезанными углами окружают
административные здания с единой системой убранства. Такая замкнутость характерна
для всех классицистических площадей XVII столетия. Первоначально в центре площади
помещалась конная статуя Людовика XIV (в начале XIX в. её заменила триумфальная
колонна в честь Наполеона I). При строительстве Вандомской площади Ардуэн-Мансар
выработал широко распространившийся впоследствии тип фасада с арками на цокольном
этаже, пилястрами большого ордера, объединяющими второй и третий этажи, и
мансардным этажом под высокой крутой кровлей.!!