Билет № 20. Эпигенетическая теория развития (Э. Эриксон)

Эпигенетическая теория Эрика Эрискона – «жизненный путь личности»

По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эгоидентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу — на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувства устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Стадия Психосоциальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Стадия 1 (от рождения до 1 года) Младенчество (орально-сенсорная стадия) Могу ли я доверять миру? Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность. Доверие – недоверие
Стадия 2 (от 2-3 лет) Ранний возраст (мышечно-анальная стадия) Могу ли я управлять собственным поведением? Разумная дозволенность, поддержка. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия. Автономия – сомнение
Стадия 3 (от 4-5 лет) Возраст игры (лакомоторно-генитальная стадия) Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? Поощрение активности, наличие возможностей. Отсутствие возможностей, неодобрение активностей. Инициатива – вина
Стадия 4 (от 6-11 лет) Школьный возраст (латентная стадия) Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Систематическое воспитание и обучение, наличие хороших примеров для подражания. Плохое обучение, отсутствие руководства и поддержки. Трудолюбие – чувство полноценности
Стадия 5 (от 12-18 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои взгляды и убеждения и позиции? Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания. Идентичность – смещение ролей
Стадия 6 (ранняя взрослость) Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Душевная теплота, понимание, доверие. Одиночество, остракизм (изгнание, ссылка) Близость – изоляция
Стадия 7 (взрослость) Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям? Целеустремленность, продуктивность. Обеднение личной жизни, регрессия. Генеративность – стагнация
Стадия 8 (зрелость) Поздняя зрелость Доволен ли я прожитой жизнью? Чувство завершенности жизненного пути, осуществление планов и целей, полноты и целостности. Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Целостность эго - отчаяние

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: