Психология воспитания – это особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса, психологические механизмы воспитания.
Психология воспитания молодая отрасль педагогической психологии. Её выделение в самостоятельный раздел обусловлено тем, что данные психологии детского развития невозможно перенести в педагогику, и тем более в школьную практику. Психология воспитания призвана соединить, связать психологию и педагогику.
Задачи психологии воспитания:
1. Раскрыть психологические и личностные особенности и возможности каждого возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом возрасте. В связи с этим - создание портрета личности для каждого возрастного периода.
2. Выявление качественных сдвигов в развитии личности ребёнка под влиянием воспитания. Выяснение того, как целенаправленные воспитательные меры взаимодействуют с внутренними психологическими особенностями человека, как это взаимодействие влияет на формирование его личности.
|
|
3. Изучение процесса формирования мотивационно-потребностной сферы: потребностей и мотивов, под влиянием которых складываются черты характера, привычки, развивающиеся под воздействием воспитания и обучения. Это особенно важно, так как «усвоение нравственных форм поведения без соответствующих мотивов ведёт к формированию своеобразного нравственного формализма» [13, c. 234]
4. Выяснение оптимальных с точки зрения целей воспитания условий педагогического воздействия.
5. Особенности современной ситуации детства требуют постановки актуальной задачи психологии воспитания, которую определила В.В. Абраменкова. Изучая детскую картину мира, систему отношений ребёнка с миром. Она говорит о том, что «устранение негативных факторов современной социальной ситуации развития детства возможно на путях гуманизации прежде всего отношений взрослого сообщества к миру детства, в обеспечении особого (одухотворённого) пространства детской жизни. Это даст ребёнку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия и нравственно-духовного здоровья… Гармонизация связей личности с миром является условием полноценного взросления… и критерием его личностного развития.»[1]