Воспитывающие параметры среды

Стабильность во взаимодействии с населением обеспечивалась институтами власти:

- казна с централизованным распределением ресурсов (редустрибтивным);

- принудительный труд (барщина) с отчуждением результатов труда в пользу управляющего слоя;

- наследственная передача социального статуса.

Социальная справедливость (без которой государство, по словам блаженного Августина, не более, чем разбойничья шайка) обеспечивается отчуждением собственности, когда те, кто управляет, лишь пользуются имуществом, но не распоряжаются им, а также правом каждого в источниках пропитания. По исторической легенде, примером такого устройства была древняя Иудея. С течением времени оно трансформировалось в крепостное право и оказалось очень жизнестойким. Во всяком случае, в нашей стране оно удержалось официально до середины Х1Х века, а неформально присутствует в наших традициях и поныне. Как заявил А. Звягинцев (заместитель генерального прокурора России), «наше отечество и сегодня продолжает во многом оставаться страной обычаев; во многих принятых на местах законах вполне отчетливо просматриваются не принципы современного права, а тени недоброй памяти Крепостного уложения» («Аргументы и факты»,№,8, 2007 г.). А известный публицист П. Вощанов развивает и конкретизирует этот тезис. «Главное сходство федеральной и местной власти – кастовость, ставшая нормой. Всюду – исключения крайне редки – начальники организуют для «своего круга» наглухо закрытую от постороннего взгляда жизнь, никак не соприкасающуюся с жизнью голосующего электората» («Новая газета»,№.51,2008 г.) Так что, хотели мы бы этого или нет, но именно среда задает нам (и подрастающему поколению) этические принципы как некие ориентиры личностного развития.

Европейцы выбрали иные социальные ценности. Их властители еще в период раннего средневековья отказались от преимуществ, которые дает крепостной уклад, и заменили казну частной собственностью и гражданским оборотом; принудительный труд свободным предпринимательством; правом распоряжаться жизнью подданных поделились с лавочниками. Иными словами, сделали выбор в пользу системы, где главенствуют не институты власти, а институты права, и управление отдано от «аристокрации» (по А.С.Пушкину) бюрократии, «не допускающей никакой индивидуальности» (по В.И.Ленину). Человек при таком устройстве жизни остается один на один с обществом и государством, получив в придаток к личной независимости «свободу умирать под забором». Общие черты системной организации отношений можно обозначить следующим образом:

а/ личностные качества руководителя не играют роли;

б/ власть раздается по штатному расписанию;

в/ авторитет зависит от компетентности;

г/ стиль взаимоотношений не допускает индивидуализма;

д/ все участники систеы взаимозаменяемы;

е/социальная поддержка – по действующим правилам, а не из жалости и сострадания;

ж/ порицание и кара – в форме наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: