Иначе думающие (умственно отсталые)

Дети с ограниченными умственными возможностями в отличие от взрослых, которые могут спокойно жить в привычной обстановке, не напрягая интеллект, вынуждены каждый день усваивать что-то новое. И не просто узнавать, а развивать при этом определенный способ познания так, как это требует школьная программа. А в последней все нацелено на развитие отвлеченного мышления с его умением отрывать абстракт от образа и управлять движением представлений согласно общим правилам. Это не всем доступно. Во-первых, кому-то присуще мыслить образами (пралогично, кататимно, архаично). Они хуже учатся, но лучше адаптируются к жизни. И пока практические навыки (в чем они сильнее), особо не нужны, им приходится чувствовать себя инакомыслящими. С неизбежным отчуждением от основного дела (учебы), которым занят коллектив. Их привычно (с подачи детских психоневрологов) называют детьми с задержкой психического развития, хотя речь идет всего лишь о задержке темпов обучения (программу начальной школы им рекомендуется проходить в течение четырех, а не трех лет). Но мы оставим за ними традиционную аббревиатуру ЗПР. Во-вторых, дети с так называемой «пограничной умственной отсталостью», когда на недостаточность отвлеченного мышления наслаивается дефицит воображения. Здесь ведущую роль играет слабость познающей воли, побуждающая останавливаться в развитии, как только наступает адаптация к условиям жизни. Потакать им и полагаться на их собственную инициативу и ответственность нельзя. Умственное развитие приходится все время подталкивать. Условно мы их обозначили словом «тугодумы». В-третьих, просто недалекие умом, где память и шаблон заменяют воображение и интеллект (умение на основе имеющегося знания создавать новое). Но поскольку из них получаются примерные ученики (трудности появятся при столкновении с нештатными жизненными ситуациями), мы этот вариант рассматривать не будем, а ограничимся лишь упоминанием о нем. И, естественно, в наш реестр мы не включили так называемые вторичные расстройства умственного развития (по классификации Г.Е.Сухаревой): а/ задержка темпов психического развития вследствие неблагоприятных условий воспитания; б/ при длительных астенических состояниях; в/ в связи с инфантилизмом; г/ из-за поражения слуха, зрения, речи, чтения и письма; в/ по причине психического заболевания [1]. Психологию индивидуальных различий по перечисленным параметрам мы будем рассматривать в соответствующих разделах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: