Свобода

Итак, жертвоприношение Исаака произошло. Во всём, что касается намерения, отец принёс в жертву сына. То, что ангелом с неба было остановлено – это сыноубийство. Однако, никакое жертвоприношение не может ограничиться намерением. Даже если это намерение осуществилось. Жертвоприношение, как и спасение, должно произойти телесно, во плоти.

И вот, на горе Мориа, выясняется смысл всех жертвоприношений, которые совершались до Христа. Они производятся вместо Сына, Христа Мессии, и каждое жертвоприношение на Него указывает. В этом смысл всех жертвоприношений, которые совершались до Христа.

Авраам принёс агнца вместо Исаака. А все жертвы по закону – кровавые и бескровные – будут приносить вместо Сына – Христа Мессии. Жертвы указывают на Сына, чтобы когда это произойдёт можно было без ошибки опознать, что Иисус распятый – Мессия.

13 ст «И воззрев Авраам очами своими увидел: и вот один овен, удерживаемый рогами в чаще. И пошёл Авраам и взял овна и вознём его в возношение вместо Исаака, сына своего. И назвал Авраам имя месту тому «Господь усмотрит», чтобы говорили и днесь: на горе Господь усмотрится». Господь усмотрит – «Яхве ирре». Исаак помните, спрашивал, где агнец для жертвоприношения, Авраам отвечал «Эллохим ирре». Событие произошло, имя места «Господ усмотрит» стало памятником пророчества. Заметим, что в контексте одного события два теонима (теоним это имя Бога). Два теонима «Эллохим» и «Яхве» совершенно взаимозаменяемы.

«И воззвал Ангел Господень к Аврааму вторично с неба, говоря: самим собой Я поклялся, говорит Господь, по скольку ты сотворил слово сие..» здесь прервёмся, потому что это очень важные слова. Собою Я поклялся. Зачем Богу клясться? Если бы Авраам был не вполне верующим человеком, это было бы уместно, но Авраам… как давно это было? Это 15 гл кн. Бытия. Авраам поверил Богу.. тогда ещё, очень давно, «поверил Богу и это вменилось ему в праведность». Дело в том, что в общении с Авраамом Бог употребил и завет обрезания и завет, который указывал на Голгофу. И завет Ветхий и образ Нового Завета – всё дано Аврааму. Господь ему всё открыл, всё дал, что можно. И уже другого не остаётся, как употребить клятву. Собою поклялся Господь Аврааму исполнить всё обещанное. Больше клясться нечем и некому.

В послании к евреям ап. Павел говорит: «Бог давая обетование Аврааму как не имел никем большим поклясться, поклялся Самим Собою». На Аврааме видны как они сбываются слова Иоанна Крестителя: «не мерой даёт Бог духа». И слова Христа: «мерою хорошею переливающеюся (имеется в виду через край) дадут вам» (Лк. 6 гл). Эти слова Христа относятся ко всякому человеку, но к Аврааму особым образом. Всякое благословение Божье Авраам принял безущербно, вместил. Тогда из всех благословений осталось только одно, когда Бог клянётся Самим Собою.

Читаем ещё раз это 16 ст 22 гл «Самим Собою Я поклялся (говорит Господь) поскольку ты сотворил слово сие и не пощадил сына своего возлюбленного ради Меня» (ради Меня это имеется в виду ради Христа распятого, чтобы в будущем, когда Он будет распят, вспомнили как Авраам не пощадил сына своего возлюбленного). Ну, в масоретском тексте слова «ради Меня», слова «сына возлюбленного» просто отсутствуют. Собою Я поклялся, говорит Господь, «поскольку ты сотворил слово сие и не пощадил сына своего возлюбленного ради Меня, благословляя благословлю тебя». Значит не могу не благословить. «Благословляя благословлю тебя и умножая умножу (т.е. непременно сделаю) семя твоё как звёзды небесные и как песок по губе морской.». Семя твоё, семя Авраама, как говорит ап. Павел, есть Христос (в посл к Галлатам). Аврааму изречены были обетования и семени его. Не говорит Господь «семенам» как о многих, но как об одном «и семени твоему», которое есть Христос.

А также сказано «как звезды», «как песок». Вот разберёмся, почему так сказано. Когда-то Господь утешал Авраама. Бог поднял его поникшее лицо к небу и звёздам и Авраам уразумел этот символический образ Церкви и сынов Авраама, тех, которые наследуют Жизнь Вечную, Царствие Небесное.

Теперь, будет ли Авраам понимать, или опускать лицо, теперь всё. Перемена к худшему в нём невозможна – вот что совершилось. Авраам сокрушен от Бога. Перемена к худшему в нём невозможна. Вот итог искушения от Бога. Если человек его проходит, перемена к худшему в нём уже не будет. Человек становится, это высочайшее достижение человеческого духа, человек становится свободен не грешить. Об этом очень хорошо пишет преподобный Силуан Афонский. «У кого побеждены страсти, тот уже не имеет борьбы».

Уподобление неисчислимого потомства Авраама песку пребрежному, это песок обильный, песок чистый – знак последней крепости, неизменной участи Церкви Божьей в земной истории. Участие Церкви в земной истории это важная тема, здесь она отмечена.

«Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё как звёзды небесные и как песок по губе морской. И будет наследовать семя твоё грады супостатов.». На этом нужно остановиться. И будет наследовать семя твоё грады супостатов. Наследовать грады. Вот еврейский глагол «яраш» имеет значение «наследовать» и овладевать. Сыны Божии наследуют города супостатов, то есть, получают города… а это Каиновы изобретения и символ цивилизации, по праву сыновства в наследие от Бога. Они наследуют их.

Что здесь имеется в виду. Идобретение человеческого разума, об этом мы говорили, амбивалентны, двузначны в нравственном отношении. Городская жизнь, обработка металлов.. о Каине говорили, помните, когда его цивилизацию разбирали.. городская жизнь, обработка металлов, инструментальная музыка и другие изобретения могут быть употреблены на злое и на доброе. Если Сыны Божии наследуют города, это означает, что им дано разумно усваивать плоды цивилизации своих противников, супостатов. То есть, противники Сынов Божьих, это важная мысль, не владеют до конца плодами своей изобретательской и производственной деятельности. То есть, противники Сынов Божьих, они нечто изобрели, нечто произвели, но плодами этой деятельности они владеть не могут. Они результата её не контролируют, самой деятельностью не управляют, ограничить её не могут. То, чем они пользуются, это сами изобрели, они не наследуют. А потомкам Авраама дано обетование одолевать супостатов, духовных потомков Каина в их собственной цитадели, которая есть город.

Господь продолжает, и это сейчас мы услышим, это будут последние слова, которые Бог сказал Аврааму. Других мы не знаем по св. Писанию.

18 ст «И благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушал голос Мой». Благословение Авраама, говорит ап. Павел (к Галлатам 3 гл) «сбылось на языческих народах во Христе Иисусе.». И благословятся в семени твоём все народы земли, (это во Христе произойдёт), за то, что ты послушал голос Мой.

Вера Авраама с того началась, что он услышал голос Божий. И вот, последние слова Господа Аврааму: ты послушал голос Мой. Слышать голос Божий значит находиться в Богообщении. Авраам знал голос Божий. Это проникающее звучание, которое не оставляет возможности лжи. Если мы слышим голос Пастыря, как говорится в Евангелие, мы знаем суть, которая за понятиями и которую подделать нельзя.

19 ст и конец этой истории «Возвратился же Авраам к отрокам своим и вставши они пошли вместе к колодцу клятвы и поселился Авраам у колодца клятвы». Авраам не вернулся на прежнее место жительства, это Кадес, Сур, Герар.

Почему он не вернулся? Авраам рошёл путь искушений до конца. Искушение от Бога это предел, за которым открывается свобода – высшее достижение человеческого духа – свобода не грешить. В Аврааме невозможна перемена к худшему. В духе Авраам уже не имеет борьбы. Господь произнёс последнее обетование в жизни Авраама, больше откровений Бога Аврааму не будет, в Писании не упомянуто. Аврааме это открылось, свобода не грешить. О ней говорил Христос «сыны свободны». Вот Авраам стал свободен. Свобода от греха далась Аврааму до Христа, но без Христа такой свободы нет, как Сам Он сказал. Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Свобода Аврааму дана, но Христа в мире нет, поэтому Авраам среди людей остался одинок, и он не возвращается к жене на прежнее место своё, откуда он вышел на свой подвиг. И по человеческому рассуждению очень понятно почему так произошло.

Или, Аврааму было Сарре сказать, что он едва не убил Исаака? Авраам прошёл искушение от Бога, а больше в Ветхом завете никто не проходил. Сам вид отца, который едва не убил любимого сына мог стать для Сарры искушением невозможным и гибельным. Нет. Авраам навсегда различается с любимой женой. Он поселяется отдельно и не где-нибудь, а у колодца клятвы «беер шаве».

Теперь нужно спросить, почему у колодца клятвы? Были тому глубокие основания. Дважды по воле Бога в жертву приносился человек. Это Исаак в Ветхом Завете и Иисус Христос – завет Новый. Два завета – два человеческих жертвоприношения. Авраам, жертвующий Исаака, познал, что в Боге есть страшное, и он обрёл истинный этот страх Божий. Не страх перед Богом, а познав, что в Боге есть страшное, он обрёл страх Божий. Для человека Ветхого завета нет ничего выше. Самое трудное в жизни человека Ветхого Завета это постичь страшное в Боге, обрести страх Божий это последнее и самое трудное, оно стало для человека Нового Завета начальным и исходным – Бог на Кресте. Для ветхозаветного человека это последнее и самое трудное, для человека Нового завета становится начальным и исходным – это Бог на Кресте. Потому Новый завет так труден, что распятие это самый доходчивый символ. Успели понять, что я сейчас сказал? Новый завет потому так труден, что распятие – самый доходчивый символ. Бог на кресте – вот оно страшное в Боге. Вот как милостив Бог во Христе, спасение, Он – Источник воды, текущей в Жизнь Вечную. Когда Авраам закончил труды человека Ветхого Завета, он и поселился при источнике воды живой у колодца клятвы. А где ему ещё было жить после того, как он прошёл через жертвоприношение сына? Авраам сам этот колодец выкопал, он этот колодец наименовал именем клятва, что в контексте того события означало, помните? Доверие до договора, до сделки. Там было место завета с язычником, народ которого был спасён по молитве Авраама. Там было, и этого Авраам никогда не узнал, место спасения для Агари и Измаила. Там подлино вода спасения, вода живая, там Авраам и поселился. Где ж ему ещё было жить?!



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: