X x x
Наиболее выдающимся среди софистов-мыслителей был соотечественникДемокрита Протагор Абдерский (481-411). Он одним из первых со всей ясностьюпоставил вопрос не о бытии, а о субъекте, его познающем. Человек имеет делолишь со своими ощущениями, и, следовательно, они и есть единственныйкритерий истины. Протагор не хотел этим сказать, что чувства правильноинформируют нас о реальности, но он просто выбросил вопрос о ней за борт.Чувственное восприятие, говорили натурфилософы, порождает лишь псевдознание,"мнение". Пусть так, соглашался Протагор, и да будет "мнение" единственнымнашим достоянием. Протагор отбрасывает любые космологии, построенные умозрительным путем.Атомы, Логос, Нус - все это проблематично, в действительности мы имеем делолишь с тем, что прямо соприкасается с нами. "Человек есть мера всех вещей,существующих, как существующих, и несуществующих, как несуществующих" - вотего философское кредо (2). Он бы мог стать предшественником Канта, если бы всвоем релятивизме не дошел до последней черты, усомнившись во всем, даже взакономерностях субъективного мира. По его мнению, каждый человек есть меравещей и истинно то, что он ощущает. Это уже ближе к учению Давида Юма.Протагор ссылался на то, что нет людей, одинаково воспринимающих мир: одномуветер может показаться холодным, другому - нет. Следовательно, реальностейстолько, сколько воспринимающих людей. И текучесть, и постоянство - это лишьнаши представления. Действительна только та вселенная, которая созданакаждым для себя (3). Это было отрицание любой метафизики и любой достоверности, кромеприхотливого "мнения". Протагор не дал себе труда задуматься над вопросом: как возможно былобы общение и взаимопонимание между людьми, если каждый индивидуум есть "меравещей"? Он оставил в стороне особенности процесса, который порождаетощущения, и игнорировал тот факт, что беспорядочная масса субъективныхчувств никогда бы не стала связной картиной, не будь она организованаинтеллектом. Но слушатели Протагора на первых порах не замечали этих пробелов в егоучении. Им импонировал его смелый подход к философским проблемам и отказ отвсяческих схем. Протагор позволял сомневаться решительно во всем и дажетребовал этого. Вместо, казалось бы, бесплодных фантазий он предлагализящную диалектику, занимательную, практически полезную, полную остроумия ивольномыслия. В Афинах этот капризный скепсис неожиданно приобрел большуюпопулярность. Шла многолетняя и изнурительная война. Она питала уподрастающего поколения чувство недоверия к прописным истинам и сознаниенепрочности всего в мире. Дух осмеяния и критики усилился как никогда (4).Многим нравилось, что Протагор не колеблясь распространяет свои сомнения ина гражданские устои. Он утверждал, что законы - это не священнаяобщеобязательная истина, а человеческие изобретения, полные ошибок инесовершенства. Он первый выдвинул принцип политического "макиавеллизма": поего словам, что каждому государству кажется справедливым и прекрасным, то исуществует для него как таковое (5). Этим оправдывался принцип пользы инравственной изворотливости. Раз не существует устойчивой истины - нет икритерия для добра и зла. Недаром Алкивиад, стяжавший печальную славу целойцепью измен, был внимательным слушателем Протагора. Словесные турниры философа собирали массу слушателей и участников. Дом,где он вел беседы, был постоянно наполнен народом. Афиняне, падкие наподобного рода словопрения, старались не пропустить ни одного диспута.Особенно привлекали они знатную молодежь. Платон описывает живую сцену из этого периода деятельности Протагора(6). Когда Сократ пришел в дом, где был Протагор, привратнику уже надоелооткрывать двери приходящим, протиснуться сквозь толпу было трудно. Изкомнаты раздавался густой бас Протагора, и Сократ заглянул в нее. Он увиделсидящих и стоящих слушателей - весь цвет Афин. Софист расхаживал взад ивперед, а за ним, задавая вопросы, ходили ученики, тщетно стараясь непутаться под ногами у "мэтра". Протагор был исполнен чувства собственногодостоинства, говорил красноречиво и длинно; в отличие от Сократа, онпредпочитал монологи. Свиту его составляли чужеземцы, которые, по замечаниюПлатона, ездили за ним из города в город, завороженные его речами, как звериигрой Орфея. Ходил слух, что Протагор больше нажил денег своей "мудростью", чемФидий - искусством. Он получал ответственные задания от афинскогоправительства: так, ему было поручено составить конституцию для одной изобластей. Но в конце концов Протагор был втянут в политические интриги иизгнан из Афин. По преданию, ему поставили в вину речи против богов. Носомнительно, чтобы Протагор высказывался о религии столь категорично. Этопротиворечило бы его позиции агностика. Гораздо более соответствуют учениюПротагора уклончивые слова, которые ему приписывает Цицерон: "О богах я неумею сказать, существуют ли они или нет и каковы по виду. Ведь многопрепятствий для знаний - неясность дела и краткость человеческой жизни" (7). Религиозный агностицизм был логически обоснован другим известнымсофистом, Горгием (483-375), тоже посещавшим Афины. Учение элеатов о Единомон подверг чисто рассудочному анализу. Поскольку Божество, рассуждал он, всеобъемлюще и не может быть описаноникаким термином, оно, как Начало неопределенное, не является предметоммысли, а проще говоря, для человека его вообще нет. Если же оно реально существует - познать его невозможно; пусть дажекто-нибудь сумел познать его, он все равно не смог бы выразить своего знанияв понятиях. Одним словом, самое логичное - это вынести идею Божества заскобки или вообще вычеркнуть ее. Ход размышлений Горгия наглядно показывает, насколько рациональныйметод малопригоден в постижении Высшего, где нужны иные пути познания ииной, символический язык для его выражения.X x x
Софисты, однако, оказали невольную услугу греческой мысли, расшатавпривычные каноны мышления, изощрив искусство анализа, но в итоге они пришлик самоотрицанию философии. И это было вполне закономерно. Раздействительность испарилась, зачем вообще нужны рассуждения о мире ипоследовательный взгляд на вещи? Главное - это подбирать наиболееубедительные и красивые аргументы в споре, чтобы суметь защитить любойтезис. Все сводится к методу изложения. Софисты недвусмысленно называли его"гражданской наукой" и очень часто в спорах стремились лишь запутатьпротивника (8). Ведь если истины нет, то важнее всего одержать верх всловопрениях. Говорят, что сам Горгий под конец жизни совершенно забросил занятияфилософией и целиком отдался ораторскому искусству. Отрицательное влияние софистов сказывалось быстро: люди, получившиеобразование у них, приучались к интеллектуальной безответственности.Сомнение во всем сулило им свободу и большие удобства. Люди с шаткиминравственными устоями любили прибегать к приемам софистики. Именно с этоговремени слово "софист" приобрело нарицательный смысл. Софисты сталипревращаться в целый класс лжемудрецов, которые щеголяли умением вестидискуссии, подменяли пустословием все ценности разума и веры. Они старалисьпривлечь к себе внимание толпы, прибегали к разным трюкам, нападали друг надруга, одержимые духом конкуренции и стяжательства. Понятно, почему Платонсчитал, что софистом быть стыдно. Деятельность софистов подорвала и без того уже шаткие устои веры игражданского порядка. Смуты военного времени и соперничество партийдовершили дело. Поэтому годы, когда впервые выступил Сократ, были отмечены вАфинах разбродом и растерянностью умов.