X x x
Кризис назревал уже давно. Две великие державы, Ассирия и Египет, многолет готовились к решительной схватке, причем перевес был явно на ассирийскойстороне. Между соперниками находились государства Палестины и Сирии, ифараон хотел заручиться союзом с ними, чтобы создать заслон от ассирийцев.Между тем Ассур готовился поглотить эту преграду и выйти на рубежи Египта.Это соотношение борющихся монархий ставило перед обоими еврейскими царствамитрудную задачу: определить свою позицию, пребывая между молотом инаковальней. В 736 году фараон добился больших политических успехов. Посулами,запугиваниями и увещаниями ему удалось создать блок против Ассирии. Сам онего не возглавил, предпочитая загребать жар чужими руками, а предоставилводительство Пекаху, царю Израильскому, и Рецину, царю Дамаска. Однако плохоспаянная коалиция народов, живших до этого во вражде, не могла тягаться смонолитной армией Тиглатпаласара. Поэтому Иудейский царь Иотам отвергпопытки союзников вовлечь его в обреченное на провал предприятие. Бытьможет, в этом он получил поддержку влиятельных людей города и самого пророкаИсайи, который всегда противился военным замыслам. Вскоре после того как Иотам ясно высказался против коалиции, он умер, ина троне оказался его двадцатилетний сын Ахаз. Рецин и Пеках решиливоспользоваться молодостью и неопытностью царя, чтобы силой низложить его.Не успел юноша занять трон Давидов, как объединенные войска Дамаска иСамарии двинулись на Иудею. Их поддерживали эдомитяне, которые претендовалина Элат. В первом же сражении иудеи были разбиты, у них был отнят Элат, а вСамарию увели большое число пленных. Когда войска Пекаха с торжеством возвращались на север. ведя своихсобратьев, захваченных в битве, навстречу им вышел самарийский пророк Одед.Он обратился к победителям с речью, упрекая их в жестокости к "братьям ихиудеям" и требуя, чтобы возвратили пленных. "Ягве, - говорил он, - предалИуду в руки Эфраима за грехи". Но чисты ли сами северяне перед Богом? После Осии мы в последний раз слышим о пророке Северного царства. Иэпилог эфраимского профетизма славно завершает историю. Одед выступает здеськак глашатай братства и милосердия. Библия свидетельствует, что слово провидца возымело действие (2 Пар 28,6-15). Израильские воины не только решили отпустить пленных, но дали имодежду, пищу и ослов для раненых. Они проводили освобожденных доИерихона-границы обоих Царств. Двести лет длилось соперничество Эфраима иИудеи. И вот, накануне гибели одного из царств, в братоубийственной тьмемелькает слабый просвет, как бы предчувствие близкого конца... Но это было лишь мгновенное отрезвление, которое вскоре сменилосьусилением военных действий против Иудеи. Сирийско-Эфраимские войскаготовились к решительному штурму Иерусалима. Рецин и Пеках разработали план,согласно которому у Иудеи будет отобрана часть земель, а на место Ахазапоставлен царь, угодный победителям. В качестве кандидата выдвигали некоегоБен-Табеля (3). Весть о том, что сирийские войска соединились с эфраимскими, чтобысовместно идти в поход, привела Ахаза в отчаяние, но, оправившись от первогоиспуга, он стал лихорадочно готовить Иерусалим к обороне. Поражение у Элатаослабило иудейскую армию, и теперь царь помышлял лишь о том, чтобы отстоятьстолицу.X x x
Именно в этот критический час пророк Исайя сделал первую попыткуповлиять на царя. Момент, казалось, был выбран удачно. Молодой монархпребывал в смятении: угроза нависла над его домом. У него не было надеждысправиться с двумя сильными врагами. Единственное, что оставалосьему,-ждать, положившись на Бога. Исайя хотел повернуть сердце Ахаза к вере,ибо, как он знал, только через веру могло свершиться пророчество Нафана. В сопровождении сына Исайя отправился туда, где Ахаз наблюдал заоборонительными работами. Он нашел царя у водовода Верхнего пруда. Ахаз,несомненно, уже слышал о пророке, получившем известность еще в правление егоотца. Во всяком случае он знал, что перед ним посланник Божий, прозорливец,которому ведомы тайны. Слова пророка были исполнены глубокой убежденности и силы. "Будьбдителен и спокоен,-сказал Исайя царю,-не бойся! Пусть не ослабевает твоесердце от этих двух дымящихся головешек..." Вопреки всякой вероятности, онутверждал, что Иерусалим будет спасен, нужно только довериться Богу: "Еслине уверуете, вы не устоите" (4). Но пророчество не произвело большоговпечатления на Ахаза. Царь больше доверял силе оружия, чем силам небесным.Видя его равнодушие, Исайя стал настаивать на том, чтобы Ахаз как потомокДавида испросил у Господа знак, который подтвердил бы Сионский Завет. Ноцарь лишь отмахнулся от него: "Не буду я испытывать Ягве". Пророк и царь явно не понимали друг друга. Ахазу было важно сохранитьсвою власть, а для Исайи Иуда являлся не просто одним из царств, а избраннымуделом Ягве, где должна была торжествовать вера и создаться духовная общинадля грядущего мессианского Царства. Невзирая на отказ маловерного Давидова потомка, пророк в.присутствиивсех окружающих торжественно провозгласил явление "знака от Ягве",указывающего на неприкосновенность святого града: "Слушайте! Дом Давидов! Мало вам испытывать людей, что вы испытываетеБога моего? И все же даст Сам Господь вам знак: вот некая Жена (Ср.: Мф 1,23; Откр 12,1-5) зачнет, и родит Сына, и даст ему имя Эммануил ("С намиБог"). Маслом и медом будет он питаться, пока не научится отвергать злое иизбирать доброе. Но прежде, чем отрок научится отвергать злое и избиратьдоброе, будет опустошена земля, которой страшишься ты из-за двух царей ее"(Ис 7,13-16) (5) Смысл предсказания был ясен: на протяжении двух-трех лет, за которыеуспеет зачаться, родиться и получить первые понятия некое Дитя, врагиИерусалима будут повержены. Семь веков спустя евангелист вспомнит это пророчество и отнесет его крождению Иисуса Христа. Естественно, возникает вопрос: о чем же в действительности говорилИсайя - о грядущем Избавителе или только о спасении столицы отсиро-эфраимитских войск? Если ограничиться прямым историческим контекстом слова об Эммануиле, толегко сделать вывод, что смысл его сводился лишь к избавлению Иерусалима отврагов. Но мы не имеем права брать это пророчество изолированно, в отрыве отучения Исайи в целом. В символических именах пророк выражал свое видение судеб Израиля (как иОсия, он дал их своим двум сыновьям). В пророчестве об Эммануиле речь,несомненно, идет о доме Давида. Это было исповедание веры в исполнениеСионского Завета. Хотя Ахаз и большинство иудейских царей мало походили наидеального Помазанника, Исайя не сомневался в осуществлении слова Господня.Рождение младенца, которого нарекут "С нами Бог", знаменовало не толькоспасение Сиона от врагов, но и наступление в будущем Царства Божия. Поэтому пророчество имело двойной смысл. Оно одновременно относилось ик событиям сиро-эфраимитской войны, и в то же время явилось первыммессианским пророчеством Исайи. Таким образом, в нем можно видеть связующеезвено между Исайей и Евангелием, между кризисом в Иудее VIII в. до н. э. исобытием в Вифлееме. И евангелист не ошибался, усмотрев в РождествеХристовом подлинное исполнение слова об Эммануиле (6).X x x
Исайя требовал от царя подвига веры. Но Ахаз не выдержал испытания.Слушая пророка, он уже в душе сделал выбор и решил искать спасения в силеземных владык. По его приказу тайные гонцы с богатыми дарами отправились вставку Тиглатпаласара. Это был отчаянный шаг, подобный прыжку в пропасть. "Яраб и сын твой,- писал Ахаз грозному завоевателю,приди и защити меня от рукицаря Сирийского и царя Израильского, поднявшихся против меня". Так произошло непоправимое. Помощь ассирийца была подставлена вышепомощи Ягве. Узнал ли Исайя о роковом посольстве? Очевидно, узнал, хотя на это нетпрямых указаний. Во всяком случае он убедился в бесплодности своих усилийобратить царя. Теперь он понял, что из-за трусливой близорукости Ахаза Иудееугрожает страшное бедствие. Царь отверг веру и призвал в Палестину чудовище.Об угрозе со стороны Ассирии говорили и Амос, и Осия. Как мы видели, самИсайя в стихах изображал стремительное войско Ассура, которое будет присланоЯгве для того, чтобы покарать богоотступников. Теперь предсказанное должно было сбыться. Исайя решил всенародно объявить о близящемся бедствии. В качествесвидетелей он взял старшего священника Урию и.царедворца Захарию-людей,которые пользовались в городе всеобщим уважением. В их присутствии пророкначертал на свитке устрашающие слова: "Махер шелал, хаш баз"-"Спешат надобычу, скоро грабеж". Этот свиток должен был храниться, доколе неисполнится предсказание. Не доверяя пергаменту, Исайя,и новорожденного сынасвоего назвал Махершелал-хашбазом. Он предрекал, что прежде, чем ребенокнаучится лепетать "отец" и "мать", царь, Ассирийский уже овладеетсокровищами Дамаска и Эфраима, а вслед за ними придет черед и "землиЭммануила": Маловерная Иудея ощутит на себе всю тяжесть десницы Ассура. ЦарьИудейский не уповал на Господа, доверился монарху великой державы, ноАссирия-это мощная и неудержимая река: Подымется она над всеми притокамисвоими и выйдет из всех берегов своих: И пойдет по Иудее, и затопит ее, поднимется и до шеи дойдет, Раскинет крылья свои и наводнит землю твою, Эммануил. (Ис 8, 7) Но дело Божие на земле неискоренимо. Верный святыне,праведный Остаток пребудет в эту годину бед как на скале. Пусть царь Ахазоставил "тихие воды Силоамские"* и своим безрассудством сдвинул лавину,пусть придут на Иудею дни, "каких не было от времен отпадения Эфраима отИуды", люди, преданные Богу и Завету, не должны ужасаться. --------------------------------------------------------- * Силоам - водоем в Иерусалиме Созвав учеников, Исайя продиктовал им свое исповедание веры: "Я надеюсь на Ягве, Который сокрыл лицо Свое от дома Иакова, и уповаюна Него. Вот я и дети, которых дал мне Ягве, мы указание и знамение вИзраиле от Ягве Сил небесных, пребывающего на горе Сион" (Ис 8, 17) Исайя сделал, что мог, а теперь ему оставалось только ждать дальнейшихсобытий.X x x
Тем временем послы Ахаза прибыли в ставку Тиглатпаласара. Ассирийскийцарь уже давно искал удобного случая снова двинуться на Израиль, а теперь онполучил великолепный повод вмешаться в палестинские дела и стал быстроготовиться к походу. Первым ударом он парализовал возможных союзниковСамарии на западе, а в 733 году вторгся в пределы Израиля. Это был опустошительный набег. По зеленым долинам Галилеи сплошнымпотоком ринулись вражеские отряды. Воистину настал Судный день. Уже рассеяно войско царя Пекаха, уже в городах хозяйничают ассирийскиегарнизоны, а Галилея объявлена частью империи. Обреченный Пеках укрылся застенами Самарии, ожидая помощи от Дамаска. Тиглатпаласар поворачивает насевер, чтобы обезоружить Сирию. Форсировав реку Фарфар, тридцатитысячная армия смяла оборону сирийцев иосадила Дамаск. Но столица Рецина была хорошо защищена, взять ее с ходу неудалось, и ассирийские солдаты только буйствовали у ее стен, выжигая поля,истребляя сады, пытая пленных. Пока шла осада, Израиль внезапно прекратил сопротивление, в Самариипроизошел очередной дворцовый переворот. Князь Гошея-бен-Эла убил Пекаха иобъявил себя царем. Несомненно, заговор произошел не без происков Ассирии.Тиглатпаласар знал, какого труда стоит взять Самарию, крепость поистиненеприступную, и предпочел содействовать свержению Пекаха. Новый царь призналнад собой власть Ассура. В одной из своих записей Тиглатпаласар даже прямоутверждаег, будто он "поставил" Гошею над Израилем.X x x
Дамаск держался больше года, но в конце концов был разрушен. Когда ассирийцы праздновали свою победу, в их военный лагерь прибыл изИудеи Ахаз. Он спешил выразить свою благодарность за "помощь". Теперь он былцеликом в руках своего покровителя, и имя его внесли в список данниковТиглатпаласара. Огромная контрибуция, которую пришлось выплатить Ахазу,опустошила казну. Иудейский царь был потрясен величием ассирийского владыки Послепечального, сурового Иерусалима даже военный лагерь "царя Вселенной" казалсяверхом роскоши. Ахаз был принят в царской палатке, где в белой тиаревосседал Тиглатпаласар, облаченный в пурпур и расшитые ткани, умащенныйароматами, окуренный фимиамом. Евнухи обмахивали царя опахалами изстраусовых перьев, при каждом движении его руки или головы вспыхивалиукрашения из золота и дорогих камней. Ахаз распростерся ниц перед земнымбогом который карает и милует, который все может. После аудиенции он осматривал лагерь, ужасался грозной мощи стенобитныхмашин и катапульт, с завистью глядел на табуны боевых коней. Все несравненноу этого непобедимого народа и мечи, и тугие луки, и панцири, и одежда, иутварь. Недалеко от царской палатки Ахаз заметил жертвенник, посвященныйассирийским богам, который показался ему необыкновенно прекрасным. развеможет сравниться он с жертвенниками Иерусалима? Слишком интересоватьсявоенным оснащением - рискованно, это могут неправильно понять, а вотскопировать жертвенник - это другое дело. И Ахаз приказывает снять с негочертеж и послать в Иерусалим пусть к его приезду там уже красуется такой, жеточно алтарь, это может понравиться "царю Вселенной".X x x
После напряженных дней пребывания в качестве "гостя" ТиглатпаласараАхаз вернулся в Иерусалим. Об Исайе он теперь меньше всего думал, хотяпредсказание пророка об избавлении от асирийцев сбылось. Ахаз знал, чтоотныне он - вассал и данник. Заказанный им алтарь уже стоял во дворе храма.Подражая ассирийским царям, он сам вознес на нем приношения, после чегоприказал отодвинуть старый жертвенник в сторону. В угоду ассирийцам онмногое изменил в храме. Была изуродована старинная чаша - "Медное море",стоявшая здесь со времен Соломона. Во дворе поставили статуи бога Бэла идругих восточных богов. Слишком большое впечатление произвело на Ахазамогущество язычников. Он стал верить и в силу их идолов. Сына своего он"провел через огонь", т.е. посвятил одному из языческих божеств, и даже, какутверждают источники, "запер двери Дома Господня", были переделанытриумфальные ворота, очевидно, в знак того, что верховным владыкой надо всемздесь является царь Ассирии. Ревнители веры, пророк Исайя и его последователи, с глубокой тревогойследили за всеми этими переменами. Предсказанное совершилось на глазах увсех погиб Дамаск, Самария стоит на грани катастрофы. Иерусалим жепродолжает безумствовать. Страх перед ассирийцами ослепляет царя,угодливость и желание во всем подражать завоевателям - таковы настроения,господствующие при его дворе. К этому добавился новый грех - оскорблениесвятыни, внесение в ограду храма истуканов. Вероятно, в это время пророк Михей произнес в Иерусалиме своюпатетическую речь о неверности Израиля. Слова Господни в ней выражаютбесконечную скорбь, подобную той, какая звучала у пророка Осии. В Страстную пятницу, в день Голгофы, они повторяются в храмах каккроткий упрек нарушителям Завета. Трагедия народа Божия перерастает вовсемирную трагедию. Народ Мой! Что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? Ответь Мне!.. (Мих 6, 3) Израиль стоит перед лицом окончательной гибели, и это прямое следствиетого, что он отказался жить по Закону Господню. Что ослабило его перед лицомпротивника? Не междоусобная ли вражда и разделение. Что привело в святуюземлю врага? Не маловерие ли сына Давидова. Почему Ягве "сокрыл лицо Свое"?Не потому ли, что народ Его вновь и вновь несет позорную дань языческимкумирам. Галилея стала ассирийской провинцией, Иудея склонилась под сапогомбеспощадного властелина. Можно ли теперь надеяться на спасение? И вот снова мы слышим мощный голос пророка Исайи. Вопреки всемчеловеческим расчетам, он вновь объявляет, что спасение явится. Более того,он даже уверен, что оно близко. Как многие прозорливцы, он порой утрачивалперспективу времени и видел "грядущим скоро" то, что лишь проступало висторических далях. Послужило ли какое-то внешнее событие поводом для второго мессианскогопророчества Исайи, или оно было исключительно плодом духовного озаренияэтого мы никогда не узнаем. Впрочем, можно предположить, что в смертиТиглатпаласара Исайя усмотрел особый знак того, что Ягве сжалился над Своимнародом. Свободу, которая будет дарована после катастрофы, он не отделял отсвержения ассирийского ига. Но Исайя ожидал чудесной битвы, в которой верапосрамит силу, как некогда Давид посрамил Голиафа, Самсон филистимлян, аГедеон рассеял мадианитян. Даже растоптанная тираном Галилейская земляобретает новую жизнь. Народ ходящий во мраке увидел великий свет. Живущим в кромешной тьме свет воссиял им... Ибо иго, над ним тяготевшее, ярмо на плечах его и жезл угнетателя его Ты сокрушил, как в день Мадиама. И всякий солдатский сапог и в крови валявшийся плащ Сожжены будут, отданы в пищу огню. Эту вожделенную победу принесетПомазанник Ягве, рожденный для Его незакатного славного Царства. Ибо для насрождено дитя, сын нам дан, Владычество на плечах его и нарицается имя его: Чудо Советник, Бог крепок, Отец вечности, Властитель покоя (буквально "Князь Мира"). Велика Его власть, Его мир беспределен. На престоле Давида и над царством его Утвердил Он его и упрочил справедливостью и правдой. Ныне и вечно. Это сделает ревность Господа Сил. (Ис 9, 2-7) Подобно тому как Эммануил, имя царственного младенца, означало спасениеСиону во дни сирийской угрозы, так и теперь Сын Давидов нарекаетсясимволическими именами. Прямо царем он не назван, вероятно, с цельюподчеркнуть, что единственный Царь - это Бог Шевет-ханогес. Чудо-Советник -знаменует мудрость Помазанника, Эл-гибор Бог-крепок означает, что Его властьбудет утверждена силой Ягве, Аби-ад - Отец вечности - у казывает нанеоборимость мессианского града, Сар-шалом - Властитель покоя* говорит оконце зла и страданий после воцарения Мессии (7). ------------------------------------ * Буквально "Князь мира" Главное, что обличает это пророчество от прежних картин мессианскойэры, - это ясное указание на личность Помазанника, которая вырисовывается вореоле почти сверхъестественном. Пророк, несомненно, видит особую, высшуюпечать на грядущем Царе. Хотя Он действует силой Господней, но именно в Немвоплощаются заветные чаяния народов: через Него осуществится единение Бога счеловеком. Впрочем, сын своего времени Исайя не всегда мог целиком отрешиться отпонятий той эпохи. Чудесный Царь некоторое время еще носил у него чертыполитического мессии. Только в конце жизни надежда на политическоеосвобождение перерастет у него в чаяние всеобщего исцеления мира от зла. Итак, венец спасения-Божие Царство, властитель его Мессия-Христос. Темаэта сначала входит в Ветхий Завет робко и неуверенно, но постепенно слышитсявсе громче, захватывает все большее пространство и наконец сгановитсяведущей в уповании Израиля. Мессия-личность... Помазанник, который восстановит мир между Творцом и людьми. Если бы это пророчество не свершилось в Новом Завете, то мы должны былибы признать, что пророки обманулись и что вся вера Израиля была гщетной ипустой грезой. Но это свершилось, и свершилось с такой невероятнойреальностью, что принять чудо оказалось не по силам многим в Израиле.Метафоры пророческой поэзии перестали быть метафорами. Когда Церковь в рождественский сочельник повторяет гимн Исайи оПомазаннике Господнем, каждое слово его наполняется живым и вечнымзначением, ибо поистине Сын Марии - Сын Давидов основал на земле вечноеЦарство и даровал миру истинное спасение. "С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!"