Примечания

Глава одиннадцатая ИЕРЕМИЯ ПРОТИВ ИЕРУСАЛИМА 1. Проблема лжепророков была не новой в Израиле, она постоянно волнуетбиблейских писателей (см., напр.: 3 Цар 22; Втор 13). В Библии можно дажевстретить мысль о том, что появление лжепророков было попущено Богом дляпреодоления этого псевдопрофетического соблазна. Второзаконие даже указываетна ряд признаков, по которым можно отличить истинного пророка от ложного.Критерием является верность пророка изначальным принципам Моисеева учения оБоге и Завете. Пророк, льстящий толпе и вместо обличении сулящий внешниепобеды Израилю, расценивается Торой как ложный (см.: А.Князев. Пророки, с.20-24; B. Vawter. Introduction to the Prophetical Books, р. 35). 2. См.: В.Белявский. Вавилон..., с. 94. Следует отметить, что этоединственная в мировой литературе книга о Вавилоне эпохи Навуходоносора.Надписи Навуходоносора см. в сб. "Древний мир" (М., 1917, с. 46). Кхарактеристике Навуходоносора см.: Б. Тураев. История древнего Востока, т.2, с. 93; 3. Рагозина. История Лидии, Второго Вавилонского царства ивозникновения Персидской державы. СПб., 1903, с. 271. Политическое значениепозиции Иеремии в отношении Вавилона рассмотрено в очерке И.Франк-Каменецкого "Пророк Иеремия и борьба партий в Иудее" (сб.: "Религия иобщество", Пг., 1926, с. 76 сл.). 3. Письмо найдено в 1942 г. в Египте и опубликовано в 1948 г. Оносодержит просьбу к фараону о помощи против царя Вавилона. См.: G.Е. Wright.Biblical Archaeology, р. 175. 4. Относительно смерти Иоакима существует неясность. 4 Царств 24,6говорит просто о кончине царя и передаче власти его сыну Ехонии. Между темпророк Иеремия предсказывал Иоакиму, что он не будет иметь царскогопогребения (22, 15-19). На этом основании некоторые историки считают, чтоИоаким дожил до прихода Навуходоносора и был им казнен (см.: В. Белявский.Вавилон..., с. 77). Но вряд ли автор Книги Царств умолчал бы о казниИоакима, если бы она имела место в действительности (см.: М. Ноth. ТhеНistory of Israel, р. 282). Можно предположить, что в знак местиНавуходоносор приказал выбросить его прах из царской гробницы. 5. Археологические находки указывают на то, что и после 597 г. Ехонияносил титул царя и, следовательно, был заложником, которого Навуходоносормог еще вернуть на трон. См.: G.Е. Wright. Biblical Archaeology, р. 178. Глава двенадцатая НЕБЕСНАЯ КОЛЕСНИЦА. ИЕЗЕКИИЛЬ Вавилон, 597-590 гг. Дух дышит, где хочет. Иоанн 3,8 Убеждая изгнанников прочно обосноваться на новых местах, Иеремия знал,что возможности для этого они имели. Плен не был угоном в рабство иливыселением в резервации. Халдейские власти предоставляли всем "перемещеннымлицам" право покупать и строить дома, свободно заниматься земледелием,ремеслами и торговлей. Большинство иудеев было водворено в самом Вавилонеили соседних с ним крупных городах. В некоторых отношениях пленники не должны были чувствовать себясовершенно чужими в Вавилонии. Арамейский язык, на котором здесь говорили,они понимали легко, многие обычаи и вообще уклад жизни халдеев были сходны стеми, к каким они привыкли дома. Основным, что связывало их с родиной, былавера. Многие изгнанники только теперь поняли, как дорог для них ЗаветМоисеев, как важно им, затерянным в гуще мировой столицы, сохранить эту своюсвятыню. Они с жадностью читали послания Иеремии: ведь именно он, истинныйпророк Божий, оказался во всем прав. Отныне, как бы ни был велик соблазн,они не станут приносить жертв вне Иерусалима, заповедь Торы будет для нихнерушима-в этом залог их возвращения. Но отказ от жертв ставил передиудейскими колониями трудную задачу: оставаться верными своей религии, неимея религиозного центра и богослужения. Они остро нуждались в вожде идуховном руководителе. И таким наставником стал для них Иезекииль. Иезекииль был одним из самых выдающихся людей в первой партии,высланной в Вавилон. Он с женой жил в общине, поселенной в Тель-Абибе наканале Кебар. Дом его, вероятно, еще до того, как Иезекииль стал пророком,являлся местом, куда постоянно сходились иудеи для бесед о вере. Оторванный от храма священник, чья деятельность в ссылке поневолеограничивалась тесными рамками общин переселенцев, Иезекиилъ, в отличие отИеремии и Исайи, был уже скорее собеседником и писателем, нежели народнымтрибуном (1). Была еще одна черта, выделявшая Иезекииля на фоне другихпророков. Если для Иеремии Бог является как бы "внутренним Голосом", а Исайябыл подвигнут на проповедь неповторимым созерцанием Славы, то писанияИезекииля содержат целую цепь видений, через которые он познавал волю Божию.Душа пророка жила в постоянном напряжении, рождаемом чувством близости иныхмиров. Благодаря своему дару тайновидения, он смог стать восприемником новыхглубин Откровения. Книга его показывает, что он вынужден был искать для нихновые формы выражения. Его своеобразному стилю и языку подражаливпоследствии многие писатели-апокалиптики: Даниил, Апостол Иоанн, Герм. Каку Иоахима Флорского и Якова Беме, мы находим у Иезекииля яркие аллегории изагадочную символику. Но при всем том было бы неверно считать пророка не связанным спредшествующей ветхозаветной традицией. Он много раз слышал проповедиИеремии и любил повторять его изречения. Так же, как и другие пророки, онбыл служителем слова Божиего, возвещавшим об Избрании, Завете и ЦарствеЯгве. Но у него эти истины обретают новую перспективу, а виденияприоткрывают завесу над тайным смыслом вещей. Задачи, стоявшие перед Иезекиилем, были сложнее, чем задачи, стоявшиеперед палестинскими пророками. Наступило время, когда ветхозаветная Церковьдолжна была испытать свою устойчивость в чужом, языческом мире. Что прежде всего заботило Иеремию и других пророков, живших в Иудее?Они стремились преодолеть остатки ханаанских суеверий и сохранить внешниймир ради углубления церковных реформ. Вавилон в глазах Иеремии был "бичомБожиим", далекой силой, заявляющей о себе лишь грубыми ударами извне.Иезекииль же жил бок о бок с этим огромным центром цивилизации, которая ужесама по себе требовала осмысления. Ниппур, в окрестностях которого находился Тель-Абиб, был древнейшимместом почитания астральных богов. Их храмы, вероятно, были постоянно передглазами Иезекииля. Пророк, должно быть, часто бывал и в Вавилоне, гдесосредоточилось большинство изгнанников. Он видел уходящую в небоЭтеменнанки- девяностометровую башню-храм, должен был поражаться чудесамискусства и строительной техники, дивиться на висячие сады и великолепныеворота Иштар. Город казался бесконечным. Его населяли сотни тысяч жителей:вавилонян и халдеев, ассирийцев и эламитов, арабов и финикиян, евреев игреков. Площади у ворот постоянно были запружены народом: здесь толпилисьпредлагавшие заморские товары купцы и народные сказители, солдаты и писцы,жрецы и цирюльники; расталкивая народ, надменно шествовали знатные халдеи вдлинных белых плащах и тюрбанах, с резными посохами в руках. Движение помосту через Евфрат не прекращалось до того часа, когда его разводили. Проходя по улицам этого огромного города, Иезекииль должен был видетьмногочисленные изображения богов и крылатых гениев. Повсюду бросались вглаза символы Мардука-бога и царя Вавилона, который, как утверждали,временами сходил на вершину башни, называемой "Основание неба и земли".Здесь билось сердце мировой жизни, и в то же время это был город, непознавший истинного Бога. Легко можно понять, каким соблазном являлся весь этот блеск для многихмаловерных среди иудеев. Не подавляет ли порой и верующих наших дней видимаямощь технической цивилизации?.. Кроме того, изгнанники не могли не задумываться над судьбой храма вИерусалиме. Если Господь пребывает там, то что делать им на чужбине? Неужелиони отвергнуты и им придется жить вне Его покрова? Имеют ли они правопризывать имя Бога Израилева в городе, где прославляют языческих богов? Иесли даже утешаться мыслью, что Господня Слава осеняет далекий Сион, чтобудет тогда, когда исполнится предсказание Иеремии и чаша гнева до концапрольется над Иерусалимом? Пять томительных лет прошло в унынии, молитвах и вопрошаниях. И наконецдолгожданный ответ пришел.

X x x

Это происходило в 592 году, в пятый день летнего месяца таммуза.Обитатели поселка Тель-Абиб заметили, что священник Иезекииль вернулся сберега канала потрясенный, изменившийся в лице. Несколько дней он находилсяв каком-то оцепенении, и все поняли, что ему было видение. Когда Иезекиильпришел в себя, он по-прежнему не в силах был сказать ни слова. Кстарейшинам, собравшимся к нему услышать волю Божию, он обратился с помощьюзнаков. Это было страшное зрелище: в напряженном молчании пророк изображалсцены осады и пленения - он рисовал на кирпиче Иерусалим и насыпал вокругнего вал, ел отвратительные лепешки, связывал себе руки. Так продолжалось много дней: безмолвные пантомимы перемежались с полнымвыключением пророка из внешнего мира, когда, казалось, он находился вглубоком обмороке. Чуткий и тревожный дух его с трудом нес сверхчеловеческоебремя посвящения. Но вот однажды уста Иезекииля открылись, и он поведал старейшинам онеобыкновенных видениях, посещавших его все это время. Рассказывая, а потом записывая свои рассказы, тайновидец облекал их взримые формы, создавая, как Исайя, своего рода словесную икону, но при этомон постоянно оговаривался, что эти символы есть лишь "подобия", да и тоотдаленные. Этим он хотел дать почувствовать своим слушателям, чго видениябыли по существу неописуемы. Вначале, по словам Иезекииля, он увидел, как с севера несетсягигантское пламенеющее облако ("север" здесь не случаен: он издавнаобозначал местопребывание Божества). В облаке обрисовывались четыреисполинских существа; их сплетенные крылья поднимались над четырьмя ликами:человека, льва, тельца и орла. То были духи стихий, образующие небесныйКовчег, Меркабу, космическую колесницу Господню. Уже не рукотворные херувимыслужили престолом Ягве, но-сотканные из пламени. Подобные молнии, они и намгновение не оставались в покое, они неслись, совершая движения стольнеуловимые, что пророк мог говорить о них, лишь прибегая к парадоксальнымвыражениям. "Когда они шли, то шли на четыре стороны". Необъятные крылья херувимов трепетали, и шум их был подобен грохотуводопада. У ног херувимов вращались Офаны- колеса, полные живых глаз. Всюнебесную Колесницу покрывал прозрачный свод, над которым возвышался престолСидящего. "И видел я, - говорил пророк, - как бы расплавленный металл, как бы видогня внутри Него и вокруг; от вида чресл Его и выше и от вида чресл Его иниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него, подобное радугево время дождя" (Иез 1, 27). Таким предстал внутреннему зрению ясновидца вселенский Ковчег Ягве. Этобыл как бы образ души мироздания, в которой слиты все его силы и существа:проступают лики животных и крылья птиц, вихри пламени и мерцающие очи Офанов- звезды. Меркаба находится в неустанном движении, подобно гетевскому ДухуЗемли, "ткущему живое одеяние Божества" (2). В описании Меркабы яснее всего видны тщетные усилия пророка найтисоответствующие краски и слова: он называет для сравнения драгоценные камни,кристаллы, атмосферные явления, говорит о радуге, молнии, землетрясении игроме, о реве человеческих толп; но при этом постоянно сознает, что это лишь"подобия подобий". В Ветхом Завете до Иезекииля только Моисей и Исайя были причастны ксозерцанию этой Славы Господней в ее непереносимом для смертного величии. Ноесли тогда она являла себя на Горе Божией и в Доме Божием, то теперь онапредстала пророку на равнинах языческой Халдеи. Это должно было означать,что для нее нет границ; несущие ее херувимы обращены ко всем странам света,она абсолютно свободна и не привязана ни к какой земле. Пребывание ее наСионе было лишь особой милостью Божией. Перед видением таинственной Меркабы все человеческое тускнеет,отступают в тень и Вавилон, и его боги. Единственный и Единый взывает кСвоему избраннику: "Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям мятежным,которые восстали против Меня" (Иез 2, 3). Иезекииль видит перед собой свиток и в страхе читает на нем слова"плач, стон и горе". "Сын человеческий! Съешь то, что пред тобою, этот свиток, и иди, говорик дому Израилеву... к переселенным народа Моего" (Иез 3, 1, 11). Так, в звуках неземных голосов, в шуме херувимских крыл и грохотемировых сфер, совершилось посвящение нового пророка. Иезекииль шел в поселок как во сне, ошеломленный видением. Он, "сынчеловеческий", удостоился узреть космическую литургию, которая совершается виных измерениях, на миг заглянул в святая святых мира. Откровение было дано Иезекиилю не для того, чтобы хранить его только всвоем сердце. Он - пророк и, следовательно, посланник. На зловещем свитке,вошедшем в его уста, были начертаны слова, знаменующие близкую гибель Сиона.Об этом должен был Иезекииль прежде всего возвестить изгнанникам. Действительно ли после пережитого пророк временно потерял речь. илимолчание его было намеренным понять трудно. Но то, что он прибег ксимволическим действиям, никого не удивило, ибо это было принято средипророков. О другом видении Иезекииль рассказал вскоре же после того, как оно егопостигло (гл. 8-11). Он сидел со старейшинами в своем доме и говорил обудущем. Быть может, собеседники спрашивали его о судьбе храма или спорили отом, может ли Господь отступиться от Своего избранного удела, когда внезапнона пророка "сошла рука Ягве"... Перед Иезекиилем выросла огненная фигура, которая подняла его в воздух.И вот он уже перенесен в Иерусалим, к северным воротам храма. Но это был невидимый город, столица Иудеи, а скорее Иерусалим сокровенный, в обнаженностисвоих духовных борений. "И вот там - Слава Бога Израилева, подобная той,которую я видел на равнине". А повсюду, как в Вавилоне, возвышались идолы, вкакой-то странной секретной зале вожди народа кадили перед фресками,изображавшими звероподобных богов Востока. Дух вел пророка дальше, указываято на женщин, совершающих обряд в честь Таммуза, то на мужчин, поклоняющихсясолнцу. И тогда Слава Господня сошла с колесницы и стала у порога храма, а погороду прошли губители, поражая отступников. Один из них брал раскаленныеугли из Меркабы и пригоршнями бросал их на город. Когда все было кончено,херувимы простерли свои крылья, офаны-колеса пришли в движение, и СлаваБожия, отойдя от порога храма, засияла над колесницей. Двор наполнилосветлое облако, а в следующее мгновение Меркаба стояла уже у восточныхворот. Слава, уносимая живой колесницей, покидала оскверненное грехом место. Это было страшное зрелище: исчезало то, что со времен Моисея былоупованием Израиля, разрывался Завет, закрывались врата, дом оставлялся пуст."Господи Боже, взмолился пророк,- неужели Ты хочешь истребить ОстатокИзраилев?" Ведь не все изменили, ведь покаялись многие! И ответом на его вопль явилось слово, неожиданно открывшее просвет вбагровом сумраке: "Так говори Владыка Ягве: хотя Я удалил их к народам, хотя рассеял поземлям, но Я БУДУ ДЛЯ НИХ МАЛЫМ СВЯТИЛИЩЕМ В ТЕХ ЗЕМЛЯХ, КУДА ОНИ ПОШЛИ.Затем скажи: так говорит Владыка Ягве: Я соберу вас из народов, и дам вамземлю Израилеву. И придут туда, и извергнут из нее все гнусности ее имерзости ее. И ДАМ ИМ СЕРДЦЕ ЕДИНОЕ, И ДУХ НОВЫЙ ВЛОЖУ, И ВЫНУ ИЗ НИХ СЕРДЦЕКАМЕННОЕ, И ДАМ ИМ СЕРДЦЕ ИЗ ПЛОТИ, чтобы они ходили по заповедям Моим, исоблюдали уставы Мои, и выполняли их. И будут они Моим народом, и Я буду ихБогом" (Иез 11,16-20) (3). Это было то же утешительное Обетование верным, которое получил Иеремия,когда размышлял о судьбе изгнанников. Бог не покинул людей Своих! Уход изродной земпи очистит их ог духовных недугов, закалит их веру, и Бог будетпребывать с ними на чужбине. А потом придет время нового Исхода, возвращенияблудных сынов. Им не нужно приносить в Халдее жертвы, ибо хотя Господь неоставит их и там, но полное прощение ознаменуется возрождением падшегоСиона. Последнее, что видел Иезекииль, были херувимы с простертыми крыльями,уносящие Славу Господню из среды города. И блеск Меркабы осенил Елеонскуюгору - ту самую, на которой Христос в последний раз явится ученикам вославе. Итак, отныне путь Израиля, указанный через пророка,-это путьстранствующей Церкви, которая следует за незримой колесницей Божией. Онадолжна осознать свое прошлое, должна помнить, что от нее самой зависит -быть ли с Богом или удалиться от Него. На робкие вопросы, почему же дети страдают за грехи минувших поколений,Иезекииль ответил недвусмысленным отрицанием родовой вины: "Сын не понесет вины отца своего, и отец не понесет вины сына. Правдаправедного при нем и останется, а беззаконие беззаконного при нем. Ибеззаконник, если отвратится от всех грехов своих, какие делал, и будетсоблюдать уставы Мои, и поступать законно, и праведно жить-не умрет... РазвеЯ хочу смерти грешника, говорит Господь Бог,-а не того, чтобы он обратился ибыл жив?" (Иез 18, 20-23). Через личную ответственность открывается дверь для личного покаяния. Вэтом Иезекииль-ученик Иеремии. Но впоследствии он пойдет дальше учителя. Онстанет искать путей для того, чтобы вера не замкнулась в тесные мирки, ажила бы в едином организме Общины-Церкви.

X x x

И Иезекииль, и Иеремия-оба, таким образом, прониклись мыслью, чтовременным очагом Израиля становится Халдея. Они были уверены, что дниИерусалима сочтены. События в скором времени оправдали их предвидения. В 588 году в Египте воцарился новый фараон Хофра, внук Нехо, которыйзамыслил возобновить борьбу с Навуходоносором. Утвердившись в Финикии, онотправил в Иерусалим письмо, обещая Седекии прислать войска и отрядыкавалерии, если тот отложится от Вавилона. Как ни страшился Седекия идти на разрыв с Навуходоносором, но в концеконцов под напором сторонников войны он сдался. Когда наступил срок уплатыдани. Иудейский царь, чувствуя, вероятно, что идет навстречу гибели,отказался платить ее. Это означало формальное отпадение. Известие о безумном решении Седекии быстро дошло до переселенцев.Иезекииль в Тель-Абибе твердо заявил: "Фараон ничего не сделает для него в этой войне, когда будет насыпанвал и построены осадные башни на погибель многих душ. Он пренебрег клятвой,нарушая союз, и отдал свою руку, чтобы сделать это. Он не уцелеет" (Иез 17,17-18). Все понимали, что Навуходоносор, опасаясь потерять Сирию, не станетмедлить. И действительно, очень скоро его огромная армия, наполовинусостоявшая из наемников, выступила на запад. Свой лагерь Навуходоносор разбил в Рибле, там, где двадцать лет назадбыла ставка Нехо. Первым делом он предпринял военные действия противфиникийских городов. Сидон капитулировал, но Тирский царь заперся на своемполуострове и приготовился выдержать долгую блокаду. Пользуясь этим вынужденным промедлением, Навуходоносор решил двинутьчасть своих войск на юг, чтобы расправиться с амонитами и иудеями. Говорят,оракул внушил ему мысль в первую очередь напасть на Иерусалим. Кроме того,он мог предполагать, что фараон сдержит слово и пришлет Седекииподкрепление; нужно было опередить его и покарать вероломного вассала. УСедекии после переселения 597 года было слишком мало людей, чтобы попытатьсядать бой халдеям. Хофра медлил с обещанной поддержкой. Оставалось укрытьсяза стенами и ждать египтян. Халдеи без особого труда заняли иудейскую территорию. Оборону держалитолько три крепости: Азек, Лахиш и Иерусалим.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: